Правовое просвещение

ПАМЯТКА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Административная ответственность несовершеннолетних

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. В подростковом возрасте крайне необходимо сформировать мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.

Помни, даже самый безобидный на твой взгляд поступок может иметь необратимые негативные для тебя последствия. 

 

Статьей 4.3. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлен возраст, с которого наступает административная ответственность. Согласно ей, административной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

За совершение следующих правонарушений административной ответственности  подлежат лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет:

  1. за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);
  2. за мелкое хищение (статья 10.5);
  3. за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
  4. за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
  5. за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
  6. за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);
  7. за мелкое хулиганство (статья 17.1);
  8. за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3);
  9. за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
  10. за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
  11. за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
  12. за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
  13. за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
  14. за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
  15. за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
  16. за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

 

Предлагаем твоему вниманию перечень наиболее распространенных в подростковой среде          административных правонарушений, а также ответственность за их совершение, предусмотренная       Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия.

  1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

  1. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, –

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.

 

Статья 10.5. Мелкое хищение.

  1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест. 

  1. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест. 

 

Статья 10.9. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества

Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, если в этих действиях нет состава преступления, –

влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.                            

 

Статья 16.10. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания.

  1. Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

  1. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.

  1. Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –

влечет наложение штрафа в размере от тридцати пяти до сорока пяти базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

 

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

 

Статья 17.1. Мелкое хулиганство.

Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

 

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения.

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

  1. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения –

влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

  1. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест. 

  1. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

  1. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

  1. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

 

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах.

Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, – влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

Кроме того, ты должен знать, что лица, не достигшие возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища должны находиться только в сопровождении законных представителей либо иных совершеннолетних лиц по их поручению. За нарушение данной нормы предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих, по статье 17.13. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Согласно данной норме неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Действующим законодательством также установлен запрет на нахождение несовершеннолетних на ночных дискотеках, а также в культурно-развлекательных (ночных) клубах.  

Допуск на ночные дискотеки, в культурно-развлекательные (ночные) клубы лиц, не достигших восемнадцати лет, за исключением случаев, когда это разрешено актами законодательства, –

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

 

Помни,

ЗАКОН необходимо не только знать, но и соблюдать его.

свернуть

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 19 июля 2016 г. № 407-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Рес-публики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»

Принят Палатой представителей 30 июня 2016 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2016 года

Статья 16.10 КоАП РБ. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназна-ченными для сосания и (или) жевания.

  1. Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
  2. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначен-ных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринима-тельской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин с конфискацией денеж-ной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализа-ции указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
  3. Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предприни-мательской деятельности – влечет наложение штрафа в размере от тридцати пяти до сорока пяти базовых величин с конфис-кацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

Статья 17.3 КоАП РБ. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения.

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
  2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.
  4. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
  5. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потребле-нием их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
  6. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных ве-ществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.
свернуть

Незнание закона не освобождает от ответственности

Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми.

Правонарушение  — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: 

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими

Преступлениями-уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют:

  • Уголовную ответственность;
  • Административную ответственность;
  • Дисциплинарную ответственность;
  • Гражданско -правовую ответственность.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.

По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет. Лица, совершившие запрещенные Уголовным кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за такие преступления как:

1) убийство;

2) причинение смерти по неосторожности;

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения;

5) изнасилование;

6) кражу;

7) грабеж;

8) разбой;

9) вымогательство;

10) угон транспортного средства или маломерного водного судна;

11) хулиганство;

12) заведомо ложное сообщение об опасности.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

За какие же поступки привлекаются к административной ответственности?

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 9.2. Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 9.3. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Статья 10.5. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение, влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 11.1. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, влечет наложение штрафа в размере от семидесяти до ста пятидесяти базовых величин.

Статья 11.33. Изготовление или сбыт поддельных билетов или иных документов на проезд пассажиров либо провоз грузов, влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Статья 17.1. Мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 17.3. Распитие      алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде. Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных напитков, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных напитков либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 17.6. Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, влечет наложение штрафа в размере от одной десятой до пяти десятых базовой величины.

Статья 18.19. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

Статья 23.5. Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 24.4. Заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод по делу об административном правонарушении, влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Статья 24.5. Отказ либо уклонение без уважительных причин свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика, без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей по делу об административном правонарушении, влекут наложение штрафа в размере от восьми до тридцати базовых величин.

Статья 25.1. Неявка по вызову в военный комиссариат без уважительной причины, для приписки к призывному участку, влечет наложение штрафа в размере от двух до трех базовых величин.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

свернуть

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 ноября 1993 г. N 2570-XII О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Статья 4. Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Статья 7. Право на гражданство

Каждый ребенок имеет право на гражданство.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.

Статья 10. Право на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли

Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

Статья 12. Право на льготы по проезду

Дети имеют право на льготы по проезду в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и законных интересов

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах,

 

 

 

свернуть

План мероприятий в рамках межведомственной профилактической акции «Дружим с Законом!»

19.02.2020

Мероприятия

Дата проведения

Ответственные

- Разработка и утверждение плана мероприятий в рамках межведомственной профилактической акции «Дружим с Законом!» и распределение обязанностей.

 

- Размещение на интрнет-сайте и стендах информацию о проведении межведомственной профилактической акции «Дружим с Законом!».

 

19.02.2020

 

 

 

19.02.2020

- Служба СППС

-Администрация учреждения

 

 

 

 

- Зам. директора по ВР

- Тематическая выставка в библиотеке: «Мы дружим с Законом!».

- Книжная выставка по половому воспитанию детей и подростков.

 

22.02.2020, 29.02.2020,

 

 

06.03.2020

-Библиотекарь

- Правовой час для учащихся среднего и старшего звена на тему «О преступлениях против личности» (7-9 классы).

 

22.02.2020

- Нач. ИДН Дзержинского РОВД Богнат В.А.

- Размещение на Интернет-сайте графика работы спортивных секций, кружков и клубов по интересам.

 

19.02.2020

- Зам. директора по ВР

- Лекция по вопросам полового просвещения и сохранения репродуктивного здоровья несовершеннолетних.

 

- Правовой час для учащихся начальных классов на тему «Правила поведения и личной безопасности при общении с незнакомыми людьми».

 

с 19.02.2020 по 06.03.2020

- Приглашённые специалисты УЗ «Дзержинская ЦРБ» Фанипольская поликлиника

 

- Педагог социальный

 

- Родительские собрания по теме полового воспитания и профилактике сексуального насилия среди детей и подростков, в том числе по вопросам ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим материалы, негативно влияющие на поведение несовершеннолетних.

 

06.03.2020

- Приглашённые специалисты УЗ «Дзержинская ЦРБ» Фанипольская поликлиника

 

- Специалисты Дзержинского РОВД и РОЧС

- Классные часы с учащимися 5-11-х  классов на тему «Влияние алкоголя на здоровье человека. Ответственность за употребление алкоголя в общественных местах», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» с привлечением сотрудников Дзержинского РОВД.

 

с 19.02.2020 по 06.03.2020

- Служба СППС

 

- Проведение классных часов у 1-4-х классов на тему: «Мои права и обязанности в школе», «Правила поведения в школе и в общественных местах», «Культура поведения в Интернете» .

с 19.02.2020 по 06.03.2020

- Служба СППС

 

с привлечением сотрудников Дзержинского РОВД.

 

 

- презентации кружков и секций с целью максимального вовлечения в их работу несовершеннолетних.

22.02.2020

- Зам. директора по ВР

- Специалисты ГУДО «Центр творчества детей и молодёжи г. Фаниполя»

- Проведение тематических консультаций для родителей учащихся.

 

с 19.02.2020 по 06.03.2020

- Педагог социальный

- Педагог-психолог

- Круглый стол с учащимися 5-7-х классов на тему: «Формирование безопасного поведения несовершеннолетних в интернет-пространстве».

 

- Круглый стол с учащимися 8-11 -х классов на тему: «Формирование безопасного поведения несовершеннолетних в интернет-пространстве».

 

21.02.2020

 

 

 

 

29.02.2020

- Педагог-психолог

- Педагог социальный

 

свернуть

ПРАВИЛА поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований

 

Настоящие Правила определяют нормы поведения зрителей на стадионе при посещении футбольных матчей, проводимых на территории Республики Беларусь

  • Общие положения
  • Зрителями признаются граждане, прибывшие на стадион при наличии входного билета, абонемента, приглашения, других документов установленного образца, и не связанные с организацией и обеспечением проведения матча.
  • Организатор матча в целях обеспечения безопасности отдельных категорий зрителей может вводить особые условия посещения матча для этих категорий с обязательным уведомлением о принятом решении администрации стадиона, правоохранительных органов, зрителей до начала реализации входных билетов.
  • Вход в стадион подразумевает принятие и добровольное исполнение зрителями данных Правил, действующих в течение всего времени их нахождения на стадионе.
  • Контроль за соблюдением Правил возлагается на организатора матча, сотрудников правоохранительных органов, МЧС, а также служб стадиона, привлекаемых для обеспечения контрольно-пропускного режима, рассадки зрителей и охраны общественного порядка (службы безопасности, контролеры, администраторы, стюарды, волонтеры и др.).
  • Зрители, не соблюдающие Правила, не допускаются на стадион или выдворяются за его пределы без возмещения стоимости входного билета, а в случаях совершения ими противоправных действий привлекаются к административной или уголовной ответственности.
  • Организатор матча вправе проводить фото-, видеосъемку зрителей с целью предупреждения противоправной деятельности.
  • Болельщики имеют право
  • При наличии входных билетов, абонементов, приглашений, других документов установленного образца входить на стадион до и во время матча. Время начала прохода на стадион определяется совместным решением организатора матча, администрации стадиона и правоохранительных органов.
  • Пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами матча и администрацией стадиона.
  • Приносить на трибуны стадиона и использовать:

табачные изделия и зажигалки, при условии их использования только в специально отведенных для курения зонах;

атрибутику, официально утверждѐнную руководителями клубов и местными правоохранительными органами. 

  • Представителям объединений болельщиков в целях поддержки команды, при назначении ответственных из числа болельщиков за каждую единицу нижеуказанных средств поддержки, разрешен пронос и использование:
  • барабанов с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40 см, со штатными палочками;
  • утверждѐнных баннеров различных конфигураций, при условии, что они будут размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру матча другими зрителями. Баннеры должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Содержание баннеров должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений;
  • флагов на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не может превышать 1,5 м. Флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Использование таких флагов разрешено на «гостевом» и «фанатском» секторах. Содержание изображений на флагах должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений.

Средства поддержки, содержащие слова и выражения на иностранном языке, должны иметь русский перевод.  

Средства поддержки, содержащие аббревиатуры и сочетания цифр, должны быть утверждены руководством  клуба и территориальными правоохранительными органами.

В случае нарушения болельщиками настоящих Правил может быть принято решение о запрете использования на футбольных матчах вышеперечисленных средств поддержки.

  • Болельщики обязаны
  • Незамедлительно сообщать администрации стадиона и сотрудникам правоохранительных органов о случаях обнаружения подозрительных предметов, случаях задымления или пожара, совершающихся правонарушениях, других угрозах безопасности.
  • Бережно относиться к имуществу стадиона, соблюдать чистоту   Болельщикам запрещается

4.1. Находиться на стадионе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

4.2. Проносить на стадион,  использовать, приводить в действие:

  • спиртные напитки;
  • любого вида оружие и боеприпасы;
  • колющие или режущие предметы;
  • дымовые шашки;
  • фаеры;
  • сигнальные ракеты;
  • петарды;
  • пиротехнику;
  • иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению и иным негативным последствиям;
  • огнеопасные, взрывчатые, ядовитые, отравляющие и едко пахнущие вещества;
  • легковоспламеняющиеся, пожароопасные материалы и предметы;
  • красящие вещества;
  • наркотические средства;
  • радиоактивные материалы;
  • газовые баллончики нервнопаралитического и слезоточивого воздействия;
  • лазерные устройства;
  • другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия;
  • жестяные банки, стеклянную, пластиковую посуду, бутылки и емкости;
  • крупногабаритные вещи, мешающие другим зрителям, а также нормальному проведению мероприятия;
  • барабаны, дудки, мегафоны и другие подобные предметы, профессиональную фото- и видеотехнику, средства для трансляции через интернет;
  • радиостанции;
  • вещи, размеры которых превышают 25Х25Х25 см.;
  • предметы, которые могут быть использованы, как метательные: зонтики типа «Трость», упаковки «Тетрапак».

4.3. Курить в местах, где это запрещено администрацией стадиона.

4.4. Разжигать огонь.

4.5. Бросать предметы на трибуны, футбольное поле и пространство вокруг него, а также целенаправленно в зрителей, футболистов, тренеров, судей, представителей клубов, стадиона, сотрудников правоохранительных органов, официальных лиц организатора соревнований.

4.6. Носить и выставлять напоказ знаки, атрибутику и иную символику фашистского и расистского характера.

4.7. Использовать слова и выражения, а также жестикуляцию фашистского и расистского характера.

4.8. Использовать нецензурные и оскорбительные слова и выражения, а также жестикуляцию.

4.9. Использовать атрибутику, баннеры, скандирование, выкрики, жестикуляцию, возбуждающие социальную, расовую, религиозную, национальную и межгосударственную ненависть, а также социальное, расовое, религиозное, национальное и межгосударственное превосходство.

4.10. Использовать элементы одежды, иные предметы и методы с целью скрытия лица.

4.11. Нарушать общественную мораль и нормы поведения путем обнажения частей тела во время нахождения на стадионе.

4.12. Вести себя провокационно, угрожающе в отношении зрителей и участников матча, создавать угрозу жизни и безопасности себе, другим лицам, или подвергать опасности кого бы то ни было, каким бы ни было образом.

4.13. Выходить за ограждения к футбольному полю и на него, появляться в раздевалках команд, судей, пресс-центрах и других служебных помещениях.

4.14. Находиться во время проведения матча в проходах, на лестницах, создавать помехи передвижению участников и зрителей, вставать на сидения, прыгать, устраивать имитацию противоправных действий, находясь на трибунах, забираться на ограждения, парапеты, осветительные устройства, мачты, несущие конструкции, наносить вред имуществу спортсооружения и зрителей.

4.15. Приходить на стадион с животными.

4.16. Проводить любые политические акции.

4.17. Осуществлять торговлю,  распространять  любым способом продукцию рекламного,  сувенирного,  политического,  религиозного и расистского характера (включая плакаты, листовки, буклеты).

 

4.18. Осуществлять спекулятивную торговлю с рук входными билетами на матч.

 

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС СПОРТИВНОГО БОЛЕЛЬЩИКА

 

А.Ю.КОРОЧКИН,

главный советник - помощник

Председателя Экономического

Суда Содружества

Независимых Государств, председатель Спортивного третейского суда

при Белорусском республиканском союзе юристов, старший преподаватель юридического факультета

Белорусского государственного

университета, кандидат юридических наук

 

4 января 2014 г. принят новый Закон Республики Беларусь N 125-З "О физической культуре и спорте" (далее - Закон). В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона впервые спортивные болельщики отнесены к субъектам физической культуры и спорта. Однако в Законе отсутствует понятие спортивного болельщика, а также не содержится четкого указания на правовой статус такой категории субъектов физической культуры и спорта.

Вместе с тем еще одной новацией Закона является статья 36 "Меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий", исходя из положений которой можно попытаться обрисовать определенные черты правового статуса спортивного болельщика.

Так, пункт 2 статьи 36 Закона предусматривает перечень лиц, которые не могут быть допущены на территорию мест проведения спортивно-массовых мероприятий, а пункт 3 указанной статьи устанавливает список запретов для болельщиков во время посещения ими спортивно-массовых мероприятий.

Исходя из указанных норм можно очертить ряд обязанностей спортивных болельщиков, которые на них возлагаются при посещении спортивных мероприятий. Итак, болельщик обязан:

  • иметь при себе входной билет или документ, дающий право прохода на территорию физкультурно-спортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков;
  • пройти личный досмотр и досмотр находящихся при нем вещей (в случае их проведения); - не скрывать свое лицо под маской;
  • находиться в трезвом состоянии и воздержаться от распития в не предназначенных для этого местах алкогольных, слабоалкогольных напитков, а также пива, использования источников открытого огня, курения;
  • не иметь при себе и не использовать предметы и вещества, запрещенные к проносу Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 N 10, а также имитаторы и муляжи холодного, огнестрельного, газового или иного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов;
  • воздержаться от совершения действий, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью спортсменов, тренеров, судей по спорту, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях, болельщиков и (или) иных физических лиц, находящихся в местах проведения спортивно-массовых мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • не осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств;
  • не иметь при себе и (или) не пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами, транспарантами и иными средствами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан;
  • не препятствовать исполнению служебных обязанностей лицами, участвующими в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий;
  • не совершать иных действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, а также не подстрекать иных лиц к таким действиям любыми методами.

Согласно части второй пункта 3 статьи 36 Закона лица, не соблюдающие указанные ограничения (не выполняющие соответствующие обязанности), выдворяются за пределы территории физкультурноспортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков без возмещения стоимости входного билета и привлекаются к ответственности в случаях, установленных законодательными актами.

Указаний на права, которые предоставляются спортивным болельщикам, Закон не содержит.

Отметим, что права и обязанности болельщиков также могут определяться организаторами проведения спортивных соревнований.

Так, например, права и обязанности, возлагаемые на спортивных болельщиков, можно найти в Правилах поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований, утвержденных на заседании бюро Исполнительного комитета Белорусской федерации футбола протоколом от 27.03.2013 N 6 (далее - Правила) <1>.

 <1> www.bff.by/fbff/851

Правила устанавливают следующие права болельщиков:

  • при наличии входных билетов, абонементов, приглашений, других документов установленного образца входить на стадион до и во время матча. Время начала прохода на стадион определяется совместным решением организатора матча, администрации стадиона и правоохранительных органов;
  • пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами матча и администрацией стадиона;
  • приносить на трибуны стадиона и использовать: табачные изделия и зажигалки при условии их использования только в специально отведенных для курения зонах; атрибутику, официально утвержденную руководителями клубов и местными правоохранительными органами.

Отдельные права предусмотрены для представителей объединений болельщиков, которым в целях поддержки команды (при назначении ответственных из числа болельщиков за каждую единицу нижеуказанных средств поддержки) разрешен пронос и использование:

  • барабанов с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40 см, со штатными палочками;
  • утвержденных баннеров различных конфигураций при условии, что они будут размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру матча другими зрителями. Баннеры должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Содержание баннеров должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений;
  • флагов на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не может превышать 1,5 м. Флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Использование таких флагов разрешено на "гостевом" и "фанатском" секторах. Содержание изображений на флагах должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений.

В свою очередь спортивные болельщики обязаны:

  • предъявлять сотрудникам, осуществляющим контрольно-пропускной режим, входные билеты, абонементы, приглашения, другие документы, дающие право прохода на стадион, а также пропуска на въезд автотранспорта на прилегающую территорию;
  • в целях обеспечения безопасности и воспрепятствования проноса запрещенных предметов при входе на стадион, а в некоторых случаях при входе на прилегающую огороженную территорию, проходить спецконтроль (досмотр);
  • занимать места на трибунах согласно входным билетам, абонементам и приглашениям;
  • выполнять законные распоряжения организатора матча, администрации стадиона, сотрудников правоохранительных органов и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, соблюдать общественный порядок и общепринятые нормы поведения;
  • незамедлительно сообщать администрации стадиона и сотрудникам правоохранительных органов о случаях обнаружения подозрительных предметов, случаях задымления или пожара, совершающихся правонарушениях, других угрозах безопасности;
  • бережно относиться к имуществу стадиона, соблюдать чистоту.

Кроме этого, Правилами устанавливается обширный перечень запретов, налагаемых на болельщиков на время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований.

В соответствии со статьей 11 Технического регламента Континентальной хоккейной лиги, утвержденного протоколом Правления Континентальной хоккейной лиги от 30.03.2011 N 6, при проведении матчей чемпионата Континентальной хоккейной лиги болельщикам (зрителям) разрешается проносить в спортсооружение и использовать в ходе матча для поддержки своего клуба следующую атрибутику:

а) шарфы, головные уборы, предметы одежды, содержащие знаки отличия клуба;

б) атрибутику, официально реализуемую клубами в спортсооружении.

Владельцы атрибутики обязаны предъявлять ее при входе на спортсооружение.

Представителям объединений болельщиков разрешается использовать строго определенные средства поддержки своих клубов (барабаны, баннеры, флаги и т.д.) при назначении ответственных за каждое из таких средств <2>.

<2> www.khl.ru

Представляется интересным привести примеры нормативного регулирования статуса спортивных болельщиков в законодательстве других государств.

В Спортивном кодексе Франции значительное число норм посвящено вопросам организации и проведения спортивных мероприятий, в частности, обеспечению их безопасности (статьи L332-1 - L33221). В частности, в Спортивном кодексе Франции прописаны меры по борьбе с организациями спортивных болельщиков, совершающих противозаконные действия. Так, любые ассоциации или объединения, целью которых является поддержка спортивной ассоциации, чьи члены совместно во время проведения спортивного мероприятия или в связи с его проведением совершили действия, нанесшие ущерб имуществу, насильственные действия или действия, направленные на разжигание ненависти или дискриминации в отношении людей по причине их происхождения, пола, а также их действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежности, иным признакам, могут быть расформированы на основании постановления, после уведомления консультативной национальной Комиссии по предупреждению насильственных действий во время проведения спортивных мероприятий (статья L332-18 Спортивного кодекса Франции).

В Спортивном кодексе Франции также устанавливается целый комплекс мер ответственности за посягательства на безопасность спортивных мероприятий. Участие в открытом или тайном продолжении или возобновлении деятельности ликвидированных за нарушения ассоциаций или объединений наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом в 15000 евро. Организация открытого или тайного продолжения или возобновления деятельности ассоциаций или объединений, ликвидированных (расформированных) в силу статьи L332-18 Спортивного кодекса Франции, наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в 30000 евро.

Вышеуказанные наказания увеличиваются соответственно до трех лет тюремного заключения и штрафа в 45000 евро и до пяти лет тюремного заключения и штрафа в 75000 евро, если нарушения, ставшие причиной для ликвидации (расформирования) ассоциации или объединения, были совершены в связи с происхождением, полом, а также действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежностью пострадавших лиц (статья L332-19 Спортивного кодекса Франции).

Предусмотрены санкции, применяемые и в отношении отдельных лиц - нарушителей общественного порядка на спортивных мероприятиях.

Так, лицу, виновному в совершении такого рода правонарушения, в качестве дополнительного наказания может быть запрещено находиться около и входить в помещение, где проходит спортивное мероприятие, на срок до пяти лет (статья L332-11 Спортивного кодекса Франции).

Кроме того, если своим поведением в связи с проведением спортивных мероприятий лицо представляет угрозу для общественного порядка, представитель государства в департаменте, а в Париже - префект полиции могут в административном порядке мотивированным постановлением в качестве превентивной меры запретить ему нахождение в помещении, где проходят такие мероприятия или публичные трансляции, либо около него (статья L332-16 Спортивного кодекса Франции) <3>.

<3> Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть): пер. с французского, вступительная статья с кратким комментарием к.ю.н. А.А.Соловьева; предисловие д.ю.н., проф. С.В.Алексеева / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М., 2009. - Вып. 2. - С. 30. - (Серия: "Актуальные проблемы спортивного права").

Нормы об ответственности спортивных болельщиков можно найти и в законодательстве Российской Федерации. В преддверии Олимпийских игр в Сочи летом 2013 года были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). В частности, была введена новая статья 3.14 "Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения".

Согласно части 1 указанной статьи административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет (часть 2 статьи 3.14 КоАП Российской Федерации).

Установлена в КоАП Российской Федерации и административная ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (статья 20.31).

Так, нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового.

Повторное совершение данного административного правонарушения или совершение указанного правонарушения, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет либо без такового.

Вопросы поведения болельщиков во время проведения спортивных мероприятий находят свое регулирование и на уровне международных правовых актов. 19 августа 1985 г. была принята Европейская конвенция Совета Европы "О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей (ETS N 120)" (далее - Конвенция). Несмотря на то что главной целью Конвенции является предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей во время футбольных матчей, государства - участники Конвенции договорились применять ее условия и к другим видам спорта и спортивным мероприятиям с учетом особых требований последних, в отношении которых существуют опасения насилия или хулиганского поведения.

Согласно пункту 2 статьи 3 Конвенции государства - участники Конвенции обязались поощрять организованность и хорошее поведение клубов болельщиков и назначение из их числа представителей, призванных содействовать контролю и информации зрителей по случаю матчей и сопровождать группы болельщиков, выезжающих на матчи, проходящие в других местах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конвенции в случае угрозы взрывов насилия и хулиганских действий государства - участники Конвенции следят - и в случае необходимости принимают соответствующее законодательство, включающее санкции за несоблюдение или другие надлежащие меры, - за тем, чтобы спортивные организации и клубы, а также в случае необходимости хозяева стадионов и государственные власти на основе полномочий, установленных внутренним законодательством, предпринимали конкретные действия вокруг стадионов и на стадионах для предупреждения или подавления такого насилия или таких хулиганских поступков.

В положениях Конвенции также прописывается механизм осуществления международного сотрудничества в области борьбы со спортивными хулиганами.

Отметим, что спортивные болельщики нечасто становятся участниками судебного разбирательства в рамках разрешения спортивных споров. Вместе с тем в практике международных судов имеются достаточно интересные примеры обращения спортивных болельщиков за защитой своих прав.

Так, 7 марта 2013 г. Европейским Судом по правам человека было вынесено постановление по делу "Остендорф против Германии" (N 15598/08), в котором гражданин Остендорф заявлял о нарушениях пункта 1 статьи 5 Конвенции Совета Европы от 04.11.1950 N 5 "О защите прав человека и основных свобод (ETS N 5)" (далее - Конвенция о защите прав человека), который предусматривает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.

Из содержания постановления усматривалось, что заявитель направлялся из г. Бремена в г. Франкфурт-на-Майне с группой футбольных болельщиков для посещения футбольного матча. На основании полученных от бременской полиции сведений о том, что болельщики намерены применять насилие и что заявитель руководит ими, франкфуртская полиция провела обыск, изъяла приспособление для защиты зубов и несколько пар перчаток, наполненных песком, и взяла группу под наблюдение. Полиция также предложила заявителю оставаться с группой и задержала его за уклонение от этого. Мобильный телефон заявителя был изъят, заявитель содержался в полиции в течение четырех часов, а через час после матча его освободили.

Жалоба заявителя во франкфуртскую полицию на незаконное задержание была отклонена, как и последующий иск против земли Гессен: административные суды со ссылкой на гессенский Закон об общественной безопасности и порядке решили, что заключение заявителя под стражу было необходимо для предотвращения неминуемого совершения насильственного преступления.

В постановлении Европейского Суда по правам человека указывалось, что, несмотря на сравнительно непродолжительное содержание под стражей, заявитель был лишен свободы в значении пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Франкфуртская полиция основала свою оценку о подготовке им насильственных преступлений на ряде фактических данных: информации, полученной от бременской полиции, средствах, обычно используемых в хулиганских столкновениях, которые были найдены у членов группы, контакте заявителя с хулиганом из г. Франкфурта и, наконец, на его уклонении от исполнения требования о нахождении в составе группы. Таким образом, полиция имела достаточную информацию для предположения о том, что заявитель планирует хулиганское столкновение, во время которого будут совершены конкретные преступления, а именно нападения и нарушения общественного спокойствия. Таким образом, его содержание под стражей могло рассматриваться как осуществлявшееся с целью предотвратить совершение им правонарушения по смыслу подпункта "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека.

Что касается возможного обоснования содержания под стражей в соответствии с подпунктом "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека (никто не может быть лишен свободы иначе, как в случае законного задержания или заключения под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом) как осуществляемого "с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом", Европейский Суд по правам человека признал, что обязательство, возложенное на заявителя, было достаточно ясным и конкретным для соблюдения требований его прецедентной практики. Чтобы исключить применение произвольного содержания при таких обстоятельствах, до заключения о неисполнении данного обязательства требовалось, чтобы заинтересованные лица сознавали, от совершения каких действий они должны воздержаться, и продемонстрировали нежелание подчиниться. В настоящем деле заявитель сознавал, что от него требуется воздержаться от организации столкновения между враждующими группами хулиганов, и до задержания ему предлагалось оставаться с группой путешествующих болельщиков под угрозой ареста. Пытаясь избежать полицейского надзора и вступить в контакт с другим хулиганом, он продемонстрировал, что не намерен соблюдать обязанность сохранения порядка. Таким образом, заключение его под стражу обеспечивало исполнение обязанности воздержаться от организации драки и участия в ней и не имело карательного характера.

Европейский Суд по правам человека не имел оснований полагать, что во время нахождения под стражей заявитель проявил готовность соблюдать свою обязанность по сохранению общественного порядка. Следовательно, его обязанность для целей подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека была исполнена, только когда она перестала существовать, поскольку матч закончился и другие хулиганы разошлись, и в этот момент он был освобожден. Соответственно его содержание под стражей в течение четырех часов было пропорционально цели обеспечения немедленного исполнения его обязанности в общественных интересах не препятствовать мирному прохождению спортивного мероприятия с участием большого количества зрителей и было оправдано с точки зрения подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Вместе с тем оно было законным в соответствии с гессенским Законом об общественной безопасности и порядке.

В результате рассмотрения дела Европейский Суд по правам человека единогласно установил отсутствие нарушений статьи 5 Конвенции о защите прав человека <4>.

<4> Информация о постановлении ЕСПЧ от 07.03.2013 по делу "Остендорф (Ostendorf) против Германии" (жалоба N 15598/08) // СПС "КонсультантПлюс: Версия Проф" [Электронный ресурс]. - М., 2014.

В заключение отметим, что законодательство Республики Беларусь относительно закрепления правового статуса спортивного болельщика может быть усовершенствовано с учетом имеющегося зарубежного опыта.

Представляется, что вышеуказанные примеры установления в законодательстве конкретных мер ответственности за неподобающие действия спортивных болельщиков могут быть заимствованы и белорусским законодателем.

Кроме того, полагаем необходимым установить в законодательстве понятие спортивного болельщика, а также урегулировать правовой статус объединений спортивных болельщиков. В данных вопросах за основу можно взять предложения по регулированию указанных аспектов в проекте Спортивного кодекса Республики Беларусь (далее - проект Спортивного кодекса), разработанного Комиссией по спортивному праву общественного объединения "Белорусский республиканский союз юристов" и размещенного на сайте объединения <5>.

<5> www.union.by

 

Так, в соответствии с положениями проекта Спортивного кодекса спортивный болельщик - физическое лицо, переживающее за спортивные результаты, показываемые спортивными клубами, спортсменами, тренерами, которых он поддерживает.

Объединение спортивных болельщиков - общественное объединение, основанное на членстве болельщиков, главными целями которого являются представление и защита интересов своих членов, поддержка организаций физической культуры и спорта, спортивных клубов, спортсменов, тренеров и проведение общественного контроля в области спорта.

Задачами объединения спортивных болельщиков являются:

объединение разных по профессии, возрасту и иным признакам граждан на основе народной

любви к конкретному виду спорта, спортивному клубу, спортсмену; формирование положительного морального облика и поведения болельщиков в ходе проведения

спортивных мероприятий; установление и осуществление постоянного контакта с поддерживаемыми объединением спортивными клубами, спортсменами, тренерами для получения оперативной информации об их спортивной подготовке, результатах и жизнедеятельности; обеспечение организованной поддержки спортивных клубов, спортсменов, тренеров во время

проведения спортивных соревнований; содействие борьбе с проявлениями насилия на спортивных мероприятиях, борьбе против любых

форм дискриминации в спорте; участие в волонтерской деятельности при проведении спортивных мероприятий; содействие увеличению посещаемости спортивных мероприятий;

содействие развитию у молодежи социальной активности, созданию и распространению новых

форм проведения досуга молодежи; осуществление иной не запрещенной законодательством деятельности, направленной на

популяризацию информации о поддерживаемом виде спорта, спортивном клубе, спортсмене.

Объединение спортивных болельщиков вправе:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также

других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления в установленном законодательством порядке; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения и

участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законодательством об

общественных объединениях; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.

Объединение спортивных болельщиков обязано:

осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством;

размещать в средствах массовой информации отчет о своей деятельности и планируемых мероприятиях.

Вместе с тем полагаем, что перечень прав и обязанностей спортивных болельщиков, посещающих спортивные мероприятия, может успешно регулироваться актами, принимаемыми непосредственными организаторами таких спортивных мероприятий (спортивными федерациями, лигами, клубами и т.д.).

 

 

 

 

 

 

свернуть