Классному руководителю

Тематика информационных часов для учащихся 1-11 классов на 2023/2024 учебного года

развернуть

Дата проведения

Тема

Участники

Ответственный

01.09.-02.09

1 сентября - День знаний

1-11кл.

классные руководители

04.09.-09.09

«Что такое грамотность?» (к Международному дню грамотности)

1-4кл.

классные руководители

«Цифровая и медийно-информационная грамотность» (к Международному дню грамотности)

5-11 кл.

классные руководители

11.09-16.09

«Мы сильны, когда дружны!»

(17.09.-День народного единства)

1-4 кл.

классные руководители

«Когда мы едины – мы не победимы!»

(17.09 -День народного единства)

5-8 кл.

классные руководители

«В единстве наша сила!»

(17.09 -День народного единства)

9-11 кл.

классные руководители

18.09-23.09

«Виртуальное путешествие по Республике Беларусь» (к Всемирному дню туризма)

1-11 кл.

классные руководители

25.09-30.09

«Мы выбираем здоровый образ жизни!»

(профилактика вредных привычек)

1-4 кл.

классные руководители

«Стиль жизни – здоровье» (профилактика наркомании)

5-7 кл.

классные руководители

28.09.

ШАГ 1. «Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов до спортивных вершин» (о легендах и героях спорта, представителях профессий, связанных с физической культурой и спортом)

8-11 кл.

классные руководители

руководитель по ВПВ

педагог-организатор

02.10-07.10

«В мире животных»

(к Всемирному дню защиты животных)

1-4кл.

классные руководители

«1 октября – День пожилых людей» (к Международному дню пожилых людей )

5-11 кл.

классные руководители

09.10.-14.10

«14 октября – День матери»

1-4 кл.

классные руководители

«День матери в Беларуси: история и современность»

5-11кл.

классные руководители

16.10.-21.10

 Обзорные информационные часы «Калейдоскоп новостей»

1-4 кл.

классные руководители

Обзорные информационные часы «По страницам газет и журналов»

7-11 кл.

классные руководители

23.10-28.10

«Что такое ООН?»

(ко Дню Организации Объединённых Наций)

1-4 кл.

классные руководители

«Ради мира на земле» (история создания, направления деятельности, цели ООН)

5-7кл.

классные руководители

«Беларусь и ООН: пути сотрудничества»

8-11 кл.

классные руководители

26.10.

ШАГ 2.«Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания)

8-11 кл.

классные руководители

руководитель по ВПВ

педагог-организатор

08.11.-11.11

«Школа бережливых»

(к Международному дню энергосбережения)

1-5 кл.

классные руководители

«Октябрьская революция в судьбе белорусского народа»

6-11 кл.

классные руководители

13.11-18.11

Обзорные информационные часы «В мире новостей»

1-4 кл.

классные руководители

Обзорные информационные часы «Люди. События.Факты.»

5-8 кл.

классные руководители

23.11.

ШАГ 3. «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)

8-11 кл.

классные руководители

руководитель по ВПВ

педагог-организатор

20.11-25.11

«Права и обязанности детей в Республике Беларусь» (к Всемирному дню ребенка)

1-11кл.

классные руководители

27.11 -02.12

«Мир один для всех»

(ко Дню инвалидов Республики Беларусь

1-4кл.

классные руководители

«Роль государства в борьбе и профилактике ВИЧ» (к Всемирному дню борьбы со СПИДом)

5-8кл.

классные руководители

«История возникновения и профилактики ВИЧ» (к Всемирному дню борьбы со СПИДом)

9-11 кл.

классные руководители

04.12-09.12

«Протянем руку помощи или Кто такие волонтёры?»К Всемирному дню волонтеров (5 декабря)

1-11кл.

классные руководители

11.12.-16.12

«В мире прав» (к Всемирному дню прав человека)

1-4кл.

классные руководители

«История развития и создания прав человека»

5-11кл.

классные руководители

18.12-23.12

«Да здравствует наука!»

(01.01.2024 – 95 лет со дня открытия НАН РБ)

1-4кл.

классные руководители

«Национальная академия наук РБ: история и современность»

(01.01.2024 – 95 лет со дня открытия)

5-11 кл

классные руководители

21.12.

ШАГ 4.«Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного» (о деятелях культуры и искусства)

8-11

классные руководители

руководитель по ВПВ

педагог-организатор

08.01-13.01.

«Зачем нам заповедники и национальные парки?» (к Международному дню заповедников и национальных парков)

1-4 кл.

классные руководители

«Заповедники и национальные парки Республики Беларусь» (к Международному дню заповедников и национальных парков)

5-8кл.

классные руководители

«Глобальные экологические проблемы: причины, пути решения»

9-11 кл.

классные руководители

15.01-20.01

«Спасатель – звучит гордо!»

(ко Дню спасателя -19.01)

1-4 кл.

классные руководители

«Спасатель – особая профессия»

(ко Дню спасателя -19.01)

5-7 кл.

классные руководители

«История возникновения и развития спасательных служб в мире и Республике Беларусь» (ко Дню спасателя -19.01).

8-11 кл.

классные руководители

22.01-27.01

«В мире научных открытий»

(ко Дню белорусской науки)

1-4 кл.

классные руководители

«Будущее за научными открытиями и технологиями»

(ко Дню белорусской науки)

5-7 кл.

классные руководители

«История развития белорусской науки» (ко Дню белорусской науки)

8-11 кл.

классные руководители

26.01

ШАГ 5. «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)

8-11 кл.

классные руководители

29.01-03.02

«Я и Закон»

(профилактика противоправного поведения)

1-4 кл.

классные руководители

«Ответственность несовершеннолетних за совершение противоправных поступков»

5-7 кл.

классные руководители

«Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»

8-11 кл.

классные руководители

05.02-10.02

«Памяти юных героев» (ко Дню юного героя-антифашиста)

1-4кл.

классные руководители

«Детские лица войны» (ко Дню юного героя-антифашиста)

5-7 кл.

классные руководители

«Они совершили подвиг» (ко Дню юного героя-антифашиста)

8-11 кл.

классные руководители

12.02-17.02

«Кто такие воины-интернационалисты?» (Ко Дню памяти воинов-интернационалистов)

1-4 кл.

классные руководители

«Афганистан – память и боль души моей»

5-11кл

классные руководители

19.02-24.02

«Размаўляем па-беларуску»

(к Международному дню родного языка)

1-4 кл.

классные руководители

«Я роднай мовай ганаруся»

(к Международному дню родного языка)

5-11 кл.

классные руководители

22.02

ШАГ 6. «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных сил, Пограничной и Таможенной службы, МЧС)

8-11 кл.

классные руководители

руководитель по ВПВ

педагог-организатор

26.02-02.03

«Что я знаю о вредных привычках?» (к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом)

1-4 кл.

классные руководители

«Дорога к пропасти» (к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом)

5-7 кл

классные руководители

«Наркотики: профилактика, зависимость, лечение(к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом)

8-11 кл.

классные руководители

04.03-09.03

«Праздник наших мам»

(к Международному женскому дню 8 Марта)

1-4 кл.

классные руководители

«8 марта: история, традиции, современность»

(к Международному женскому дню 8 Марта)

5-7 кл.

классные руководители

«Великие женщины мира»

(к Международному женскому дню 8 Марта)

8-11 кл.

классные руководители

11.03-16.03

«Что я знаю о Конституции?» (ко Дню Конституции Республики Беларусь)

1-4 кл.

классные руководители

«Мы – граждане Беларуси» (ко Дню Конституции Республики Беларусь) 

5-7 кл.

классные руководители

«Конституционные основы нашей страны» (ко Дню Конституции Республики Беларусь)

8-11 кл.

классные руководители

18.03-23.03

«По ком звонят колокола Хатыни»

1-4 кл.

классные руководители

«Хатынь: трагедия, боль и пепел»

5-11 кл.

классные руководители

28.03.2023

ШАГ 7.«Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления

8-11 кл.

классные руководители

руководитель по ВПВ

педагог-организатор

01.04-06.04

«Дружба народов  России и Беларуси»

(ко Дню единения народов Беларуси и России)

1-4 кл.

классные руководители

«История создания союзного государства» (ко Дню единения народов Беларуси и России)

5-7кл.

классные руководители

«Политические, экономические, социальные аспекты функционирования союзного государства» (ко Дню единения народов Беларуси и России)

8-11 кл.

классные руководители

08.04-13.04

«Первые шаги человека в космосе» (к Международному дню космонавтики)

1-4 кл.

классные руководители

«Белорусы, покорившие космос» (к Международному дню космонавтики)

5-7 кл.

классные руководители

«Развитие технологий по освоению космического пространства в Республике Беларусь» (к Международному дню космонавтики)

8-11 кл.

классные руководители

15.04-20.04

«Рядом с настоящим - прошлое» (к Международному дню охраны памятников и исторических мест)

1-4 кл.

классные руководители

«Охрана историко-культурного наследия Республики Беларусь» (к Международному дню охраны памятников и исторических мест)

5-7 кл.

классные руководители

«Нам есть, что беречь, нам есть, чем гордиться» (к Международному дню охраны памятников и исторических мест) 

8-11 кл.

классные руководители

22.04-27.04

«Трагедия и боль Чернобыля»

1-4 кл.

классные руководители

«Чернобыль: помним ради будущего»

5-11 кл.

классные руководители

25.04

ШАГ 8. «Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье» (о медицинских работниках)

 

8-11 кл.

классные руководители

руководитель по ВПВ

педагог-организатор

29.04-04.05

«1 мая – день труда» (к Международному дню труда)

1-4 кл

классные руководители

«Праздник труда: история и современность» (к Международному дню труда)

5-11 кл.

классные руководители

06.05-11.05

«Этих дней не смолкнет слава!»

(ко Дню Победы)

1-4 кл.

классные руководители

«Знай символы своей страны» (ко Дню Государственного герба и флага Республики Беларусь)

5-7 кл.

классные руководители

«1418 дней войны…» (ко Дню Победы)

 

 

8-11 кл.

классные руководители

13.05-18.05

«Счастливая семья – это…» (к Международному дню семьи)

1-4 кл.

классные руководители

«Семья и брак – поговорим об этом сегодня» (к Международному дню семьи)

5-7 кл.

классные руководители

«Судьба моей семьи в истории моей страны: семейные ценности»(к Международному дню семьи)

8-11 кл.

классные руководители

20.05-25.05

«Шалость, проступок, преступление – где граница?»

1-4 кл.

классные руководители

«Правила безопасного поведения в интернет-пространстве. Интернет-завсисимость»

5-7 кл.

классные руководители

«Безопасное лето: как остаться здоровым и свободным»

8-11 кл.

классные руководители

23.05

ШАГ 9.«Родина моя Беларусь в лицах. Итоги»

8-11 кл.

классные руководители

руководитель по ВПВ

педагог-организатор

27.05-31.05

«Курение – это не модно» (К международному дню отказа от курения)

1-4 кл.

классные руководители

«Подарим себе чистые лёгкие» (К международному дню отказа от курения)

5-11 кл.

классные руководители

свернуть

Тема первого школьного урока в новом учебном году 1 сентября 2023 года

развернуть

Примерная матрица единого урока, посвященного Году мира и созидания,

для учреждений общего среднего образования

В центре решений, которые принимаем, — стремление к сохранению мира, созидание во благо будущего Беларуси, социальная справедливость. Это наши демократические ценности, истинные ценности! Скажу больше, это основа нашей национальной идеи, которую рельефно определило нынешнее время.

А.Г. Лукашенко

(из выступления Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 31 марта 2023 г.)

Тема единого урока: «Беларусь и Я – диалог мира и созидания»

 

Целевая установка: способствовать осознанию учащимися значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности; формирование у учащихся представления о миролюбивой политике Республики Беларусь, чувства гордости за свое Отечество, готовности к созидательному труду во благо Родины.

 

Методические рекомендации

Первый урок, который пройдет 1 сентября 2023 года в учреждениях общего среднего образования, посвящен Году мира и созидания. С учетом многолетнего опыта и практики проведения единых уроков рекомендуется организовать его проведение в торжественной обстановке с участием родителей, педагогических работников и приглашенных гостей.

Единый урок целесообразно провести в актовом зале, библиотеке, музее или музейной комнате, учебном кабинете учреждения образования. Важно обратить внимание на оформление помещения, в котором проводится первый урок, где могут быть представлены следующие элементы: государственная символика; Конституция Республики Беларусь; иллюстрированная карта Беларуси; выставка книг «Я горжусь!»; фотографии исторических мест и природы Беларуси, выдающихся деятелей республики; альбомы, репродукции картин; творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т.д.) на тему «Беларусь и Я».

В качестве модератора мероприятия может выступить как педагогический работник (заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, классный руководитель) учреждения образования, так и подготовленные учащиеся, из числа школьного актива.

Ключевой идеей первого урока должны стать слова, прозвучавшие в рамках выступления Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 31 марта 2023 г.

В ходе первого урока целесообразно уделить внимание следующим вопросам:

суверенитет и независимость как высшие ценности белорусского государства;

труд как источник материального и духовного благосостояния белорусского народа;

достижения суверенной Республики Беларусь.

Предложенная матрица единого урока является примерной, при ее реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, традиции учреждения образования, опираться на краеведческий материал. Проведение первого урока должно стать ярким и запоминающимся. Необходимо максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность, использовать интерактивные формы взаимодействия (путешествие, диалог, беседа и др.).

Матрица представляет собой конструктор с набором строк и столбцов. Столбцы содержат основной содержательный компонент единого урока, с учетом возрастных особенностей (1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы), а строки отражают структурный компонент (этапы) единого урока. В приложениях содержатся информационные материалы, раскрывающие особенности проведения отдельных этапов единого урока (игра-путешествие, вопросы для организации беседы).

Предложенный материал следует дополнить информацией регионального характера, сохраняя при этом основную идейную составляющую материалов.

Структурный компонент единого урока

Содержательный компонент единого урока

1-4 классы

Содержательный компонент единого урока

5-8 классы

Содержательный компонент единого урока

9-11 классы

Вводный этап

Педагог напоминает учащимся о том, что 2023 год объявлен Годом мира и созидания, акцентирует внимание на том, что мир, суверенитет и независимость для белорусского народа являются высшими ценностями. Белорусский народ, на протяжении многих веков мечтавший о своем суверенном государстве, прошедший и выдержавший огромное количество испытаний, как никто другой ценит мирное небо, уверенное будущее и независимость своей страны

Информационный этап

Конкурс «Собери пословицу»:

Мирно жить – счастливым быть.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Родной свой край делами прославляй.

 

После составления пословиц, учащимся предлагается объяснить смысл (значение) каждой пословицы

Беседа «Мы в ответе за будущее нашей страны»

 

В фокусе обсуждения: труд - основной источник материального и духовного богатства белорусского народа; учеба и хорошие знания - наш главный труд

 

(примерные вопросы для обсуждения представлены в приложении 3)

Беседа «Достижения мирных лет» на основе материала пособия «Я гражданин Республики Беларусь» (стр. 24-27, 6-7)[1].

 

В фокусе обсуждения: достижения Республики Беларуси за мирные годы, 

мир и созидательный труд как условия благополучия и развития всей страны и каждого человека

(примерные вопросы для обсуждения представлены в приложении 3)

Основной этап

Игра-путешествие «Беларусь и Я» с использованием материалов учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» и книг из серии «Я горжусь!»[2] (приложение 1)

Вариант 1. Мини-игра «Город Мира»[3] (приложение 2).

 

Вариант 2. Игра-путешествие «Беларусь и Я» (приложение 1)

Работа в группах. Учащимся предлагается составить портрет (словесный или в виде коллажа) современного белоруса гражданина и труженика своей страны

Заключительный этап

Подведение итогов

Учитель подчеркивает, что каждый из нас – частичка Родины. Беларусь славится гражданами своей страны. Будьте достойными своей Отчизны, любите, защищайте, храните ее!

При подведении итогов урока можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения (по выбору):

 

Синквейн. Учащимся предлагается составить синквейн к слову «Беларусь».

 

Упражнение «Расшифровать название»: на каждую букву, за исключением мягкого знака, в слове «Беларусь» записать эпитет, например, Б – белая и т.д. (в контексте темы урока).

 

Упражнение «Продолжи предложение»:

Я понял, что важно быть … .

Я понял, что нужно уважать… .

Чтобы сохранить мир на нашей планете, все люди … .

Созидательный труд способствует… .

 

Найти ответ на вопрос: Что является самым главным достоянием нашей страны? Учитель называет порядковые номера букв в русском алфавите 15, 1, 18, 16, 5. Учащиеся составляют из них слово «народ».

 

Для учащихся 8-11 классов учитель пояснит, что в 2023/2024 учебном году при реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» они будут знакомиться с современниками, в том числе деятелями науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени

Творческое задание для учащихся (по желанию)

Предложить вести в течение учебного года информационный альбом «Портфолио выходного дня», где оставлять свои впечатления от посещения культурных мероприятий, поездок по разным городам области (фотографии, рассказы) или создать соответствующий раздел на страничке класса в соцсетях

Приложение 1.

Игра-путешествие «Беларусь и Я»

Учитель выбирает для игры 3-5 станций, на которых учащиеся получают информацию и отвечают на вопросы. Название и тематику станций учитель может выбрать по своему усмотрению. Для игры можно разделить класс на 2-3 команды.

При организации работы с разделами “Заўсёды ў памяці народнай” учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку» и книгами из серии “Я горжусь!” (“Вечная память героям. Мемориалы Беларуси”, “Белорусские школьники – герои Великой Отечественной войны”) рекомендуем сделать акцент на российско-белорусский патриотический культурно-образовательный проект «Поезд памяти».

 

Примерные информационные материалы и вопросы к станциям

 

Станция «Культурно-образовательный проект Поезд памяти»

В канун годовщины начала Великой Отечественной войны, 21 июня 2023 года, уже второй год культурно-образовательный проект «Поезд памяти» отправился по маршруту Брест – Гродно – Полоцк – Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Уфа – Самара – Волгоград – Ясная Поляна – Тула – Могилев – Жлобин – Минск – Парк Патриот – Москва. Протяженность путешествия составила 9 375 км.

Участниками проекта стали 200 учащихся – победители олимпиад и конкурсов из России (90 учащихся), Республики Беларусь (70 учащихся), Республики Армения (20 учащихся), Кыргызской Республики (20 учащихся).

Проект инициирован главами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентиной Матвиенко и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальей Кочановой и направлен на объединение молодежи всех стран, формирование уважительного отношения и понимания значимости героических подвигов наших дедов и прадедов, знакомство с культурой̆ и традициями соседнего государства.

Проект стартовал в Бресте, где 22 июня 1941 года в 4 часа утра Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Далее в каждом городе была запланирована насыщенная культурно-образовательная программа, просветительские мероприятия, посещение мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, возложение цветов. Мероприятие завершилось возложением цветов к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и посещением Музея Победы на Поклонной горе в Москве.

Вопросы для обсуждения:

Откуда и когда стартовал «Поезд Памяти»?

Почему началом пути выбран город Брест?

Представители каких государств стали участниками культурно-образовательного проекта «Поезд Памяти»?

Назовите города, которые посетили участники проекта.

 

Станция «Общенациональная акция Дети Беларуси – ветеранам и будущим поколениям»

 

В 2021 году благотворительным фондом имени Алексея Талая была инициирована общенациональная акция «Дети Беларуси – ветеранам и будущим поколениям». Акция нацелена на приобщение учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны в ходе участия в проектах по увековечиванию истории Великой Победы.

За это время было создано (https://detiveteranam.by/) коллекционное издание эссе (45 томов), написанных детьми о Великой Отечественной войне на основе семейных рассказов, писем с фронта, истории родного края, собран архив из трехсот видео-интервью с ветеранами и участниками войны «Как это было», открыта скульптурная композиция в г. Минске; обрабатываются материалы для интерактивной карты памятников Великой Отечественной войны (https://pobedanavsegda.by/).

Одним из проектов акции является установка памятных знаков «Живая память благодарных поколений» в Минске, Бресте и Москве. Его цель – средствами монументального искусства отразить благодарность ветеранам, участникам войны, работникам тыла, партизанам, подпольщикам, медикам, водителям, местным жителям – всем, кто в нелегких условиях приближал день Победы. Первый такой знак был установлен 3 июля 2022 года на набережной в парке Победы в городе Минске ко Дню Независимости Республики Беларусь.

Особенностью данного проекта является сбор советских монет учащимися, молодежью и взрослыми для сплава металла памятника. Это позволит в том числе заложить новую семейную традицию: молодые участники проекта в будущем смогут приводить своих детей и внуков к памятному знаку и рассказывать о том, что в создании памятника есть и их вклад.

Также учащиеся и молодежь имеют возможность принять участие в создании памятного знака путем сбора макулатуры для последующей организованной сдачи учреждением образования в пункты приема вторичного сырья и перевода вырученных средств в Местный благотворительный фонд имени Алексея Талая.

Справочно:

Для установки памятного знака в г. Минске было собрано более 130 000 монет. В данной акции участвовал и Глава государства – от его семьи были переданы монеты для установки памятников в Минске, Бресте и Москве. За время создания памятника в г. Минске проект поддержало более 500 орагнизаций и более 100 000 семей Беларуси.

Монеты от Александа Григорьевича Лукашенко и его семьи переданы Алексею Талаю для создания памятного знака «Живая память благодарных поколений» (belta.by).

«Живая память благодарных поколений». Всенародный памятный знак открыли в парке Победы Минска (belta.by).

http://milglory.gomel.museum.by/node/67369

Вопросы для обсуждения:

Почему акцию «Живая память благодарных поколений» можно назвать всебелорусской?

Какой посильный вклад может внести каждый белорус участник акции?

Назовите своих родственников, героическими поступками которых гордится ваша семья.

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь продолжается расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. В чем заключается важность этого расследования для сохранения исторической правды и памяти? (вопрос для учащихся 5-7 классов).

 

Станція «Зроблена беларусамі. Сельская гаспадарка»

 

При организации работы с разделом “Зроблена беларусамі. Сельская гаспадарка” учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» следует обратить внимание на работу аграриев в уборочный период (белорусский хлебный каравай – 2023).

Учителю необходимо подготовить для ознакомления учащихся актуальную информацию о ходе уборочной кампании в стране (регионе).

 

Владимир Орлов «Колосок»

 

Каравай земли и неба

На твоём столе.

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на хлебном колосочке

Держится земля.

В малом зёрнышке пшеницы,

Летом и зимой,

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

 

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему говорят, что хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь? Люди каких профессий заняты в выращивании и уборке зерновых, производстве зерна и муки, выпечке хлеба?

Каким образом мы можем принести пользу нашей стране?

Какой у вас сейчас главный труд? В чем его польза?

 

Станция «Фізічная культура і ўмацаванне здароўя»

 

При организации работы с разделом “Фізічная культура і ўмацаванне здароўя” учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» и книги из серии “Я горжусь!” (“Достижения белорусского спорта”) необходимо обратить внимание на II игры СНГ, проходившие в Республике Беларусь.

 

Главной изюминкой II Игр стало проведение соревнований в 11 городах разных регионов Беларуси.

Городами соревнований стали Минск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жлобин, Могилев, Молодечно, Орша и Солигорск.

Состязания прошли по 20 видам спорта: легкая атлетика, волейбол, художественная гимнастика, пулевая стрельба, пляжный футбол, современное пятиборье, баскетбол 3 х 3, мини-футбол, греко-римская, вольная, женская борьба, пляжный волейбол, гандбол, плавание, таиландский бокс, бокс, дзюдо, самбо, хоккей на траве, тяжелая атлетика, стрельба из лука, каратэ.

В большинстве видов спорта за награды боролись молодежь и юниоры. А самбо, тяжелая атлетика, художественная гимнастика, пляжный футбол и хоккей на траве были представлены взрослыми спортсменами.

Талисман игр – белорусская рысь по имени Рыся. Слоган «Сильный характер – яркая игра!» в краткой и емкой форме передает основную цель Игр. В символе логотипа отражен ряд характерных для Беларуси элементов – орнаментальная восьмиконечная звезда, которая расцветает в яркий василек.

Вопросы для обсуждения:

Какова результативность выступления белорусской команды на II Играх СНГ? Назовите имена белорусских спортсменов, которые прославили Республику Беларусь своими достижениями.

Когда состоялось торжественное открытие II Игр СНГ? Назовите основные элементы символики этих игр.

Какие мероприятия Ваша семья посетила? Чем был продиктован выбор?

Приложение 2.

Мини-игра «Город Мира»

Вступительное слово учителя

Представьте себе, что вы живете в городе Мира. Город Мира это город-мечта, в котором мирно и счастливо в дружбе и согласии живут люди самых разных возрастов и поколений. Жители города Мира умеют трудиться и веселиться, создавать творческую атмосферу и заботиться друг о друге. Здесь нет места злу и насилию.

В городе Мира живет память о трудном времени о Великой Отечественной войне, о людях, освободивших мир от фашизма. Здесь всегда помнят о тех, кто отдал свои жизни за Родину и свой народ. Здесь чтят и продолжают героические традиции отцов, дедов, прадедов.

Утро каждого жителя и гостя города Мира начинается с улыбки и волшебного слова “Здравствуйте!”.

Днем город Мира становится городом тружеников и созидателей, мыслителей и мудрецов. Здесь каждый может освоить любую профессию. Но самая главная профессия, которую здесь осваивает каждый, это профессия Достойного Человека.

Вечером город Мира становится городом общения, встреч с родными и друзьями, городом добрых и веселых игр, забав и развлечений.

Ночью жизнь в городе Мира на время затихает, а его жители, пожелав друг другу спокойной ночи, мирно засыпают.

Девиз жителей города Мира определяет цели и содержание их жизни: “Сделаем нашу планету планетой Мира, Добра и Разума!” В жизни жители города Мира руководствуются своими законами, заповедями и традициями.

Далее учитель делит класс на четыре группы и предлагает им придумать возможные законы, заповеди, традиции и символы города Мира (по 3-4).

В завершении мини-игры группы презентуют свои разработки (на доске, листе ватмана или другим удобным способом). При наличии времени можно организовать небольшое обсуждение.

 

Приложение 3.

Вопросы для обсуждения в ходе беседы «Мы в ответе за будущее нашей страны» (для 5-8 классов):

  1. Что нужно делать для развития и процветания города, страны?
  2. Для чего трудится человек?
  3. В чем заключается наш основной труд?
  4. В чем гражданский смысл учебы? Принесет ли она пользу для общества?
  5. Что значит учиться на совесть?
  6. Каким образом учеба связана с вашим будущим?

 

 

Вопросы для обсуждения в ходе беседы «Достижения мирных лет» (для 9-11 классов):

  1. Назовите наиболее значимые, по вашему мнению, достижения нашей страны и народа за годы независимости.
  2. Как вы думаете, какие факторы способствовали благополучному развитию нашей республики?
  3. Почему мир для белорусского народа является одной из высших ценностей?
  4. Последние данные, полученные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, свидетельствуют о том, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, сельских населенных пунктов составляет не менее 11 726, количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 270.Расследование продолжается. Как вы считаете, почему так важно сохранить историческую память? Какое значение для нашего поколения она имеет?
  5. Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь: «Если мы хотим жить на своей земле, своим умом и трудом, по своим законам и традициям, если мы хотим быть единственными хозяевами на земле Беларуси, жить в мире, покое и благополучии, то все и каждый должны понять: заботы страны, сбережение ее независимости – это наше общее дело»? В чем может заключаться ваша роль в общем деле?

[1] Я гражданин Республики Беларусь : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования (с электронными приложениями) / Г,А. Василевич и др. - Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. 143 с.

 

[2] Серия научно-популярных книг гражданско-патриотической тематики «Я горжусь! / Я ганаруся!», созданной по заказу Министерства образования Республики Беларусь. Подготовлена издательством «Адукацыя i выхаванне». Серия предназначена для детей младшего школьного возраста. Она включает 14 книг на белорусском и русском языках.

[3] Адаптировано по: Воспитать человека : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. Минск : Зорны Верасок, 2015, 160 с.

 

свернуть

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»

развернуть

Алгоритм взаимодействия сотрудников право охранительных органов и педагогических работников учреждений образования при выявлении обучающихся , потребляющих наркотические средства психотропные вещества

развернуть

Направления организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждении

развернуть
  • Идеологическое воспитание.Гражданское и патриотическое воспитание
  • Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности.Воспитание культуры здорового образа жизни.Экологическое воспитание.
  • Духовно-нравственное воспитание.Поликультурное воспитание.Эстетическое воспитание.
  • Семейное и гендерное воспитание.
  • Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни. Воспитание культуры быта и досуга.Организация шестого школьного дня.
  • Трудовое и профессиональное воспитание. Экономическое воспитание.
  • Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи учащимся.Воспитание психологической культуры, потребности в развитии и саморазвитии личности.Правовое воспитание
свернуть