Геноцид белорусского народа "Память и боль белорусской земли."

Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь

развернуть

Формирование исторической памяти молодого поколения – одна из важнейших задач, которые сегодня стоят перед системой образования Республики Беларусь. Решение этой задачи неразрывно связано с гражданско-патриотическим воспитанием учащейся молодежи на основе исторических традиций и традиционных ценностей современной белорусской нации. Принятие в 2022 г. Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа» и редакция названия памятной даты 22 июня как Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа актуализировали формирование собственно белорусского образа исторического прошлого в рамках определения концептуальных основ государственной исторической политики и ее реализации. Инновационной характеристикой историко-обществоведческого образования на современном этапе можно считать дидактическое конструирование его содержания с учетом освещения темы геноцида белорусского народа как компонента белорусской национальной концепции исторического прошлого и белорусской модели исторической памяти.

В связи с этим в учреждениях общего среднего образования необходимо провести работу по ознакомлению обучающихся с Законом Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа». Целесообразно использовать учебные занятия по учебному предмету «История Беларуси» (IX, XI классы), а также внеурочные мероприятия.

Обращаем внимание на то, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы (Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people: информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакцией А. И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2022. – 175 с.). Книга размещена на национальном образовательном портале (https://adu.by/images/2022/08/Genocide-belorusskogo-naroda.pdf).

Необходимо отметить, что актуальными направлениями использования в образовательном процессе информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны являются следующие:

концептуально-методологическое, связанное с усвоением учащимися концепта «геноцид белорусского народа» при системном и комплексном изучении учебного предмета «История Беларуси»;

государственно-идеологическое, предполагающее ознакомление с сущностью государственной исторической политики в Республике Беларусь и основными направлениями ее реализации в условиях современных геополитических практик и фальсификаций событий Великой Отечественной войны в процессе информационной гибридной войны, связанных с попытками реабилитации нацизма;

воспитательно-мировоззренческое, ориентированное на формирование у обучающихся коллективной исторической памяти как гражданско-патриотического качества личности в рамках реализации Государственной программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь;

национально-идентификационное, требующее актуализации в осознании современной учащейся молодежи национально-государственных идентификационных маркеров принадлежности как граждан Республики Беларусь к современной белорусской нации, одним из определяющих признаков которой в рамках реализации исторической преемственности является геноцид белорусского народа;

инструментально-дидактическое, обеспечивающее учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности по трансляции тематики геноцида белорусского народа при создании соответствующих учебно-методических комплексов с учетом активизации современных психолого-педагогических средств и информационно-коммуникационных технологий;

историко-мемориальное, актуализирующее проблематику геноцида белорусского народа в предметном содержании школьного исторического образования как фактора консолидации современного белорусского общества при создании собственно белорусского образа Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой войны) в процессе трансляции исторической памяти.

Изучение и использование материалов в образовательном процессе призвано помочь обучающимся в понимании ключевых проявлений политики геноцида. Знакомство с историей преступлений против человечности должно привести обучающихся к осознанию своей ответственности как граждан за предотвращение распространения идей нацизма.

Педагогу необходимо учитывать, что материалы отражают самые трагические страницы истории Великой Отечественной войны. Важно понимать, что подробное изучение истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны способствует глубокому осмыслению комплексного характера геноцида, что, в свою очередь, способствует пониманию необходимости предотвращения подобных явлений в мире.

Педагогу рекомендуется сосредоточить внимание на различных формах разрушительной политики, проводимой нацистами и их пособниками, и обеспечить дополнение информации о значимости региональной истории, связанной с геноцидом, информацией об основных событиях, датах, местах и существующих памятниках, связанных с геноцидом мирного населения на оккупированной территории Беларуси. Изучение данной темы требует деликатности и осознания сложного характера вопроса, рекомендуется тщательно подбирать письменные и наглядные материалы.

Значительный вклад в понимание истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения в годы Великой Отечественной войны способны внести свидетельства оставшихся в живых очевидцев. Их можно пригласить или использовать аудио-, видеозаписи их воспоминаний.

В содержании ряда учебных предметов заложен потенциал по формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти. Представленные информационно-аналитические материалы необходимо использовать как на уроках, так и во внеурочной работе.

В частности, при изучении учебного предмета «История Беларуси» информационно-аналитические материалы по освещению политики геноцида белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, целесообразно использовать в IX классе при изучении темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.».

Использование информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа на уровне базового образования предполагает событийно-хронологическое ознакомление обучающихся в IX классе с темой геноцида в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси, а также систематизацию соответствующих представлений и знаний с учетом активизации эмотивности личности и содержательной межпредметности. Особое внимание уделяется судьбам детей, которые стали жертвами войны, в том числе были насильственно угнаны на принудительные работы.

Понятие «геноцид» целесообразно пояснять в соответствии с содержанием данной темы и историческим словарем в учебном пособии: геноцид – уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным, религиозным признакам.

Для визуализации учебного материала о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать в образовательном процессе на II ступени общего среднего образования мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html ), в которой использованы следующие фотодокументы:

«Судебные процессы над военными преступниками» (Нюрнбергский процесс над военными преступниками. 20 ноября 1945 г.; немецкие военные преступники, обвиняемые Военным трибуналом Минского военного округа по делу о злодеяниях, совершенных на территории БССР в годы Великой Отечественной войны, на судебном процессе в Минском окружном Доме офицеров (15 января 1946 г.); обвиняемый – бывший заместитель начальника лагеря военнопленных № 131 Лангут Карл Макс во время допроса на судебном заседании Военного трибунала Минского военного округа в Минском окружном Доме офицеров (15-29 января 1946 г.));

«Экономические, политические и социальные проявления оккупационного режима (отправка населения в Германию, угон скота, проверка патрулями документов)» (немецкие оккупанты угоняют скот у сельчан (1943 г.); крестьяне молотят зерно под контролем немецких солдат (1943 г.); оккупационные власти отправляют на работу в Германию гражданское население. 1943–1944 гг.; солдаты войск СС сопровождают машины с жителями г. Могилева перед отправкой в Германию. 1943 г.; молодежь прощается с родными перед отправкой в Германию на железнодорожной станции в Бобруйске (1944 г.)).

При использовании мультимедиапрезентации целесообразно представить мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны» как место трагедии белорусских детей – остарбайтеров. Учащимся необходимо предложить прочитать и осмыслить содержание открытого письма жительницы белорусского поселка Шумилино Зинаиды Лишаковой, которая в 1943 г., будучи подростком, попала в лагерь смерти Освенцим.

В завершение можно показать мемориальный комплекс «Тростенец» как место европейской и национальной исторической памяти и символ белорусско-германского взаимного примирения, что актуализируется выдержкой из текста посольства Республики Беларусь в ФРГ: «Беларусь в годы Второй мировой войны на своей территории пережила фактически два геноцида: холокост белорусских евреев и геноцид белорусов как составляющей восточных славян».

Обращаем внимание на то, что необходимо довести до учащихся информацию, что мемориальный комплекс «Хатынь» получил статус Всебелорусской молодежной стройки в рамках его реставрации. С такой инициативой к главе государства обратились представители Белорусского республиканского союза молодежи во время обращения Президента с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в январе 2022 г. Строительство музея на территории мемориального комплекса и реставрационные работы Президент поручил завершить в сжатые сроки – к 80-летию Хатынской трагедии (к марту 2023 г.).

Изучение политики геноцида белорусского народа в старших классах направлено на расширение и углубление знаний, полученных учащимися в базовой школе. В процессе обучения необходимо вести с учащимися систематическую работу по овладению навыками работы с историческими источниками. С этой целью рекомендуется шире использовать практические занятия. В ходе таких занятий учащиеся могут выполнять проблемные задания; обосновывать свои суждения, приводить доказательства, конструировать определения понятий, представлять текстовую информацию в виде таблицы, графиков; осуществлять поиск информации по заданной теме в источниках различного типа; участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в проектной деятельности; овладевают основными видами публичных выступлений (сообщение, дискуссия) и т. д. В связи с этим на уроках истории в XI классе рекомендуется использовать различные формы организации учебных занятий: комбинированные и интегрированные уроки, лекции, конференции, круглые столы и др.

Изучение этой темы предусмотрено учебной программой по истории Беларуси для XI класса, отдельные аспекты этой темы могут быть рассмотрены на уроках по всемирной истории в XI классе.

В процессе изучения истории значительное место должна занять работа с документами. С целью углубления знаний учащихся, дифференциации и индивидуализации работы необходимо использовать материалы хрестоматии «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» (под науч. ред. академика А. А. Ковалени).

Работа с письменными источниками может проводиться на разных этапах урока. Разбор документа сопровождается комментированием во время аналитической беседы с классом, в процессе индивидуальной самостоятельной работы отдельных учащихся. По ходу разбора документа необходимо уточнить значение неизвестных терминов, рассказать об исторических личностях, которые приняли участие в его подготовке или упомянуты в нем. Основное место в работе с документами целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных текстов.

Помимо основных вопросов («Кто автор(-ы) документа?», «Когда он создан?», «Какие факты приведены в документе?»). Учащимся могут быть предложены вопросы и задания, помогающие раскрыть его содержание и определить личностное отношение учащихся к изучаемым событиям. Например, использовать оценочные вопросы, ориентированные на определение отношения обучающихся к теме урока, выявление их позиции в отношении к преступлениям нацистов и их пособников против мирного населения и военнопленных («Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны?», «Почему необходимо изучать факты геноцида белорусского народа?», «Слышали ли вы о фактах геноцида от своих бабушек и дедушек?», «Как они оценивали эти события?»). Беседа, организованная с помощью таких вопросов, должна стимулировать творческую активность и искренность при выражении собственной позиции, формировать отторжение идеалов нацизма и осуждение их действий.

В процессе изучения темы геноцида следует обратить внимание на понятия «холокост», «гетто», «концентрационные лагеря», «карательные операции». Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. В карательных операциях участвовали не только немецкие регулярные части, но и те, которые пошли на сотрудничество с оккупантами, изменники Родины белорусского, украинского, литовского, латышского происхождения. В связи с этим целесообразно рассмотреть также и понятие «коллаборационизм». Следует обратить внимание учащихся, что коллаборационизм был характерен для всех оккупированных стран.

Для визуализации учебного материала в образовательном процессе на III ступени общего среднего образования о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html ).

Использование документов о геноциде белорусского народа на учебных предметах «Беларуская літаратура», «Русская литература» и во внеучебной деятельности позволит «приблизить» учащихся к тем событиям, а также усилить эмоциональное восприятие художественных произведений, вызвать эмоциональный отклик. При изучении произведений о жертвах фашизма необходимо обращать внимание на трагический конфликт и понимание того, что насильственная смерть даже одного человека приобретает характер общенационального бедствия, последствия которого в полной мере ощутимы и сегодня.

При изучении таких произведений, как «Васількі» М. Лынькова, «Над апаленай вёскай» А. Кулешова, «Незагойная рана», «Знак бяды» В. Быкова, «Memento mori» Я. Брыля, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Такая долгая гроза» С. Бартоховой, «Иван» В. Богомолова и других, на разных этапах урока целесообразно продемонстрировать фото- и видеодокументы, копии настоящих бумажных документов, свидетельствующих о геноциде белорусов и других народов. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также по возможности связь с той местностью, где расположено учреждение образования.

При изучении стихотворения «Над апаленай вёскай» А. Кулешова учащимся можно показать публичную кадастровую карту Республики Беларусь: map/nca/by/layers / слои / дополнительные слои / сожженные деревни. Важно отметить, что сведения для этой карты постоянно дополняются. Впечатляющей будет информация о том, что всего на территории современной Беларуси разрушено и сожжено более 9200 сел и деревень, 682 тысячи зданий, некоторые населенные пункты подвергались сожжению несколько раз.

В процессе изучения обзорных тем, посвященных развитию литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенного периода, при характеристике условий развития искусства слова необходимо обращаться к документальным материалам о геноциде белорусского народа. Например, демонстрация Акта об издевательствах и о расстреле детей Домачевского детского дома Брестской области БССР; рассказы о деятельности Особой бригады СС «Дирлевангер», зверствах в лагерях смерти «Тростенец», «Дрозды», «Шталаг 352 (Масюковщина)» («Лесной лагерь»), «Озаричи», «Колдычево», фактах насильственного угона белорусов на принудительные работы с опорой на уже имеющиеся знания учащихся из истории собственной семьи или семей близких родственников, знакомых позволят лучше понять причины интереса к теме войны на разных этапах развития русской и белорусской литератур, осознать прототипную основу многих произведений, посвященных этой теме.

В содержании учебных программ по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» при ознакомлении учащихся с фактами о потерях Беларуси в период Великой отечественной войны в V классе учителю рекомендовано использовать произведения искусства, представленные в сборнике «Геноцид белорусского народа»: мемориальный комплекс «Хатынь» (скульптура «Непокоренный человек»), мемориальный комплекс «Тростенец».

История военных событий средствами искусства предложена в IX классе. Так, в работе «Пленных ведут» А. Шибнёва передан эпизод борьбы партизан с фашистскими захватчиками. Защитникам Брестской крепости посвящена скульптурная композиция «Жажда», живописные полотна «Защитники Брестской крепости» П. Кривоногова и картина с одноименным названием И. Ахремчика. В скульптурной композиции «Монумент в честь матери-патриотки Куприяновой» запечатлен образ матери, провожающей своих сыновей на войну. Картина «Партизанская мадонна» М. Савицкого, не случайно написанная мастером в стилистике иконописи, стала символом трагедии советского народа в Великой Отечественной войне. Этот статус картины сохраняется и в настоящее время.   

Одним из наиболее скорбных произведений искусства, выражающих боль белорусского народа, является цикл М. Савицкого «Цифры на сердце». Каждая работа цикла («Свобода», «Эти выжили») – отдельная страница истории военного периода. Особое место в творчестве художника занимает тема детских судеб, искалеченных войной. Данная тема выделяется также в творчестве В. Турова (фильм «Я родом из детства», И. Добролюбова (фильм «Иван Макарович»). Художественную ценность фильмов белорусских режиссёров подтверждают звучащие в них песни «Враги сожгли родную хату», «Братские могилы». Радость и триумф белорусского народа многопланово отражены в композиции «Минск 3 июля 1944 года» В. Волкова.

Документы о геноциде белорусского народа могут быть использованы в проектной деятельности межпредметного характера. Приведем несколько примеров такого рода проектов.

Проект «Голоса сожженных деревень». Цель – формирование исторической памяти на основе углубленных знаний об историческом прошлом и анализе художественных произведений; формирование умений аккумулировать знания, полученные из различных источников и в разном виде. В ходе реализации проекта необходимо подобрать свидетельства очевидцев о фактах уничтожения жителей белорусских деревень, опубликованные в разных источниках, и сопоставить их с художественным воплощением в произведениях литературы. Результаты проекта могут быть оформлены в виде работы исследовательского характера; литературно-художественной композиции «Голоса сожженных деревень»; выпуска альманаха с одноименным названием; создания интерактивной карты, где будут отмечены сожженные населенные пункты и указаны художественные произведения, и др.

Проект «Имена моего города». Цель – углубление знаний о малой родине и развитие творческих способностей учащихся. В ходе реализации проекта учащиеся собирают сведения о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы города, в том числе о подпольщиках, партизанах, погибших от рук нацистов и предателей. На основе собранной информации и с учетом впечатлений, представлений о тех людях, их подвигах учащимся предлагается написать художественное или публицистическое произведение об этом человеке (рассказ, стихотворение, эссе). Результаты проекта могут быть представлены в виде сборника художественных произведений (в качестве иллюстраций может служить документальный материал, собранный в ходе проекта); литмонтажа «Имена моего города»; литературной конференции; тематической экспозиции и др.

Информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа используются не только при изучении учебных предметов в учреждениях общего среднего образования, но и могут быть включены в содержание воспитательных мероприятий духовно-нравственной, патриотической направленности, способствующих формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти белорусского народа.

Материалы, свидетельствующие о геноциде белорусского народа, рекомендуется использовать классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями по военно-патриотическому воспитанию, заместителями директоров по воспитательной работе в реализации воспитательной работы с учащимися.

Данные материалы будут востребованы:

при проведении мероприятий, посвященных памятной дате 22 июня как Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа;  

проведении памятных мероприятий (митингов-реквиемов), посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны: сожжению деревень, карательным операциям, лагерям смерти и другим преступлениям против белорусского народа (годовщина трагической гибели жителей Хатыни, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками, 22 марта);

проведении классных и информационных часов с целью сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, в том числе и в Год исторической памяти;

организации «Уроков мужества», посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведении тематических «Уроков памяти», приуроченных к памятным датам о жертвах Великой Отечественной войны;

в рамках организации проектной деятельности учащихся по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов, семейных газет и др.) создании и разработки проектов: «Боевой путь моего прадедушки», «Имена героев в памяти поколений», «Память сквозь годы» и др.);

создании новых экспозиций (реэкспозиции) музеев учреждений образования, посвященных теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; проведении экскурсий на базе данных музеев; сборе исторических и военных материалов для написания исследовательских работ в рамках деятельности научного общества учащихся, для реализации проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию;

организации туристско-экскурсионной деятельности учащихся по памятным местам (мемориальным комплексам, музеям), посвященным сохранению памяти о жертвах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны («Нам завещано помнить» и др.); подготовке и проведении тематических экскурсий для учащихся по данной тематике, по местам своего региона;

размещении и обновлении в интернет-ресурсах информационных материалов, теле- (радио-) сюжетов, направленных на доведение широкой общественности достоверной информации о геноциде белорусского народа, увековечение памяти его жертв (создание и обновление рубрики «Память и боль белорусской земли» на сайте учреждения образования);

организации поисково-исследовательской деятельности учащихся по установлению имен и судеб воинов, погибших на территории Беларуси в годы войны; изучению памятников, мест захоронений; составлению на этой основе новых экскурсионных маршрутов и интерактивных карт; обновлению банка данных о ветеранах Великой Отечественной войны. Поисково-исследовательская деятельность в учреждениях общего среднего образования ведется через научные общества учащихся, поисковые клубы, отряды и группы «Следопыт», «Юный патриот», «Нашчадкі Перамогі», «Поиск».

организации встреч учащихся c ветеранами Великой Отечественной войны, малолетними узниками фашистских концентрационных лагерей с целью ознакомления с историческими фактами от самих очевидцев;

проведении выставок в библиотеке учреждения образования, посвященных геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

При выборе методов и форм организации патриотического воспитания учащихся важно учитывать их возрастные особенности, склонности и интересы, специфику и место расположения учреждения образования.

Использование в воспитательной работе по патриотическому воспитанию фактических материалов, свидетельствующих о геноциде белорусского народа, будет способствовать формированию ценностного отношения учащихся к историческому прошлому своего народа. Придание историческому материалу личностно значимого характера позволит воздействовать на внутренний мир учащегося, развитие его патриотических чувств и сознания, воспитание гуманизма, приобщение к системе общечеловеческих и национальных ценностей.

свернуть

Информационный материал Института истории НАН Беларуси по тематике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

развернуть

С целью колонизации стран Восточной Европы, уничтожения и закабаления ее населения фашистской Германией в полном соответствии с политическими установками Гитлера был разработан Генеральный план «Ост». В основу плана легла расовая человеконенавистническая теория, возведённая в ранг государственной политики, так называемая «Новая территориальная политика» гитлеровской Германии. 

Истинные масштабы геноцида белорусского народа, заложенные в генеральном плане «Ост», можно отчётливо увидеть через призму тех документов, в которых сохранились оценки положений плана, сделанные гитлеровскими функционерами.

Главный инициатор плана «Ост» Гиммлер 16 сентября 1942 г. на совещании высших командиров СС и полиции в своей полевой ставке «Хегевальд» следующим образом определял судьбу оккупированных белорусских земель: «Мы (Германия) должны германизировать и заселить Беларусь».

В ходе войны в соответствии с установками плана «Ост» нацистские структуры разрабатывали краткосрочные программы по уничтожению белорусского населения. Среди трофейных немецких документов в Центральном Государственном историческом архиве Латвийской ССР (Фонд 69, оп. 1а, д. 3, Л. 167) выявлена карта германской колонизации Прибалтики и Беларуси. На этом секретном документе от 17 ноября 1942 г. имеется штамп «Рейхскомиссариат Остланд. Отдел ІІ. Территория». Согласно карте-схеме и приложению к одному из вариантов (четырёхлетнего) плана, Беларусь от западной границы до линии Гродно – Слоним, южную часть Брестской области, районы Пинска, Мозыря и остальную часть Полесья по линии Пружаны, Ганцевичы, Паричи, Речица предполагалось полностью очистить от местного населения и поселить там только немецких колонистов. На карте обозначена территория для поселения колонистов, нанесены запланированные опорные пункты, новые пути сообщений. Исходя из информации, имеющейся на карте, указано количество населения, которое предполагалось оставить в городах для обслуживания колонистов. Так, в Минске намечалось поселить 50 тыс. колонистов и для их обслуживания оставить 100 тыс. местных жителей, в Гомеле – соответственно 30 тыс. и 50 тыс., в Могилёве – 20 тыс. и 50 тыс., в Витебске – 20 тыс. и 40 тыс. и т.д. Фотокопия картысхемы имеется в фондах Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны. 

С целью реализации документа под названием «Некоторые соображения рейхсфюрера СС Гиммлера об обращении с местным населением восточных областей» ещё до нападения на СССР было издано множество документов – приказов, распоряжений, инструкций, беспрецедентных по своей бесчеловечности и жестокости.

Фактически эти и ряд других документов возводили зверства по отношению к местному населению в ранг государственной политики гитлеровской Германии и освобождали германских военнослужащих от ответственности за преступления.  

Региональными гражданскими сферами власти являлись рейхскомиссариаты. План их создания был подготовлен Розенбергом в сотрудничестве с МИД Германии ещё в мае 1941 г. В указе Гитлера от 17 июля 1941 г. «О полицейской охране оккупированных восточных областей» было определено, что вся полицейская власть на оккупированной территории сосредотачивалась в руках рейхсфюрера СС Гиммлера. Согласно указу, Гиммлер направлял не только деятельность СС и полиции, но и получил неограниченные полномочия в проведении политики колонизации и массового истребления населениячто и было в основе плана «Ост». До создания органов немецкого оккупационного гражданского управления полицейскую власть на территории Беларуси возглавлял высший командующий СС и полиции группы армий «Центр» Бах-Зелевски и шеф айнзатцгруппы «Б» Артур Небе. 

В связи с быстрым продвижением немецких войск на восток, большим количеством военнопленных, необходимостью проверки трудоспособного мужского населения нацисты стали ускоренно создавать систему специальных лагерей для сбора военнопленных и изоляции «враждебных элементов». Сотни тысяч людей стали узниками более 260 концлагерей, созданных на территории Беларуси. Лагеря были основным средством осуществления геноцида. На совещании в Ставке 16 июля 1941 г. Гитлер приказал не рассматривать как солдат-фронтовиков всех советских военнопленных и беспощадно их уничтожить.

Один из таких лагерей по распоряжению командующего 4-й армией Г. Клюге был создан уже в начале июля 1941 г. вблизи Минска в Дроздах. Около 140 тыс. человек военнослужащих, а также гражданского мужского населения Минска под предлогом перерегистрации нацисты загнали за колючую проволоку. Гитлеровский чиновник Дорш докладывал рейхсминистру Розенбергу, что в этом лагере пленные загнаны в тесное пространство и едва могут пошевелиться, а огнестрельное оружие охрана лагеря применяла беспрерывно и беспощадно. 

25 июля 1941 г. в д. Колбасино Гродненского района началось строительство шталага № 353 для массового уничтожения мирных советских граждан и военнопленных. Территория 50 га была обнесена колючей проволокой, вокруг были поставлены пулемётные вышки. Заключённых удерживали в 96 землянках и кормили отходами. В лагере постоянно находилось около 36 тыс. человек. Ежедневно от истязаний и голода умирали сотни заключённых. За время существования лагеря в нём было уничтожено до 18 тыс. человек.

Массовый кровавый террор осуществляли войска СС (охранные отряды) и СА (штурмовые отряды), полиция безопасности и служба безопасности СД, ГФП (тайная полевая полиция), охранная полиция, полиция поддержания порядка, криминальная полиция, контрразведывательные органы «Абвера», жандармерия, специальные полицейские подразделения, вооружённые силы вермахта, охранные дивизии. В целом в 1941–1942 гг. немецко-фашистский оккупационный аппарат, сформированный нацистами в Беларуси, опирался на военнополицейские силы численностью около 160 тыс. чел., не считая частей, которые привлекали в ряде случаев с фронта для борьбы с партизанами. 

В соответствии с указанием Гитлера от 27.06. 1941 г., оккупационным властям запрещалось заниматься судопроизводством и ставилась задача наводить страх на население всевозможными средствами. Из членов СС, СА, СД, ГФП, гестапо, криминальной и охранной полиции были созданы особые оперативные группы (айнзатцгруппы). Перед ними ставилась задача сокращения численности населения путём массового уничтожения, прежде всего проведения зачистки захваченной территории от советских партийных и комсомольских работников, актива, сотрудников НКВД, евреев, а также борьбы с проявлениями антигерманской деятельности и пр. На оккупированной территории Беларуси зверствовала специальная оперативная группа «Б», сообщившая в отчёте за октябрь 1941 г. о ликвидации 37 180 человек. Всего до 15.12. 1942 г. айнзатцгруппа «Б» уничтожила 134 298 человек. В конце 1942 г. эти особые оперативные группы были формально ликвидированы, войдя в состав тыловых войск.

Осуществляя свою преступную политику геноцида на территории Беларуси, гитлеровцы с первых дней оккупации развернули кровавый террор против еврейского населения. Для массового уничтожения евреев нацисты создавали гетто – специально отведённые районы в населённых пунктах. 19 июля 1941 г. распоряжением полевого коменданта гетто было создано в Минске. В течение пяти суток со времени опубликования распоряжения всё еврейское население города обязано было переселиться в отведенный район. Здесь на небольшой территории нацисты собрали 100 тыс. человек. Всего на оккупированной территории нацисты создали около 70 гетто. Кроме минского (крупнейшего на оккупированной территории Беларуси), гетто существовали в Бресте, Гомеле, Гродно, Могилёве, Борисове, Полоцке, Жлобине и др..

За годы оккупации нацисты совершали на территории Беларуси массовое и зверское уничтожение людей, варварское разрушение материальных, культурных и научных ценностей. 

Таким образом, действия германских оккупантов на востоке, в том числе и на территории Беларуси, были заранее обдуманы, затем разработаны в таких документах, как генеральный план «Ост», «Инструкция об особых областях к директиве № 21 (план «Барбаросса»)», утверждённой 13 мая 1941 г., распоряжение «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и особых полномочиях войск» от 13 мая 1941 г., «Двенадцать заповедей поведения немцев на востоке и их обращение с русскими» от 1 июня 1941 г. Фактически эти и ряд других документов освобождали германских военнослужащих от ответственности за преступления и возводили зверства по отношению к местному населению в ранг государственной политики гитлеровской Германии.

На захваченной территории БССР фашисты установили так называемый «новый порядок» – жестокий колониальный режим беззакония, насилия, грабежа и кровавого террора. Оккупационный режим преследовал следующие цели: полное порабощение и ограбление белорусского народа, зверское истребление населения. Этот режим осуществлялся созданной гитлеровцами администрацией, специальными службами СД (служба безопасности), СС (охранные отряды), гестапо (государственная тайная полиция), военнослужащими охранных и регулярных войск. 

С целью эффективного осуществления своих преступных планов и ликвидации национальной государственности оккупанты расчленили территорию Беларуси и ввели административное деление, которое включало тыловой район группы армий «Центр» или так называемую «область армейского тыла». Сюда входили территория Витебской, Могилёвской, большей части Гомельской, восточные районы Минской и некоторые Полесской областей. Южные районы Гомельской и Брестской, почти полностью Полесская и большинство районов Пинской областей вместе с административными центрами Мозырь, Пинск, Брест были присоединены к рейхкомиссариату «Украина» и были распределены между генеральными округами «Волынь-Подолье» и «Житомир». Граница проходила в 20 км на север от железной дороги Брест – Гомель. Белостокскую и северную часть Брестской оккупанты включили в состав провинции Восточная Пруссия (округ «Белосток»). Северо-западные районы Вилейской области были отнесены до генерального округам «Литва». Оставшаяся после такого расчленения территория была названа генеральным округом «Беларусь» и разделена на 10 округов (гебитов).

На оккупированной территории немецкие захватчики проводили заранее спланированное ограбление белорусского народа. Для этого были учреждены такие организации, как Центральное торговое общество Восток (ЦТО), должности всевозможных фюреров, уполномоченных, инспекторов и других «специалистов» по экономике. 

Расхищение и ограбление материальных ценностей гитлеровцы сопровождали варварскими разрушениями. Оккупанты превратили города и сёла Беларуси в груды развалин. Они сожгли, разрушили и разграбили на территории республики 209 городов и районных центров, уничтожили 10 338 предприятий, что составило 85 процентов довоенных заводов и фабрик, ограбили и разорили более 10 тыс. колхозов, 92 совхоза и 316 машинно-тракторных станций. Вывезли в Германию 90 % станочного и технического оборудования, 

С варварской жестокостью нацисты уничтожали культурные и научные ценности белорусского народа. Они разрушили Академию наук БССР, Белорусский государственный университет и все другие высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, 7 тыс. школьных зданий, 2187 больниц и амбулаторий, 2567 детских садов и яслей, 219 библиотек. 

Целью оккупационной политики нацистов было планомерное уничтожение населения. В соответствии с планом «Ост» на Беларуси предусматривалось уничтожить или выселить на восток, непригодного с точки зрения гитлеровцев с  учетом так называемых расовых и политических оценок. 25 % подлежали онемечиванию и использованию в качестве сельскохозяйственных рабов. Например, в Минске германское командование планировало поселить 50 тыс. немцев и оставить для использования в качестве рабочей силы 100 тыс. местных жителей, в Гомеле – соответственно 30 и 50 тыс. чел., Могилёве и Бобруйске м – соответственно 20 и 50 тыс. чел., Витебске – соответственно 20 и 40 тыс. чел.

С целью массового уничтожения были применены массовые расстрелы, уничтожение в концлагерях, гетто, истязания в тюрьмах, убийство различными болезнями, использование заложничества со следующим наказанием, сожжение населённых пунктов с жителями при проведении карательных операций, смерть от голода и холода. 

На оккупированной территории Беларуси нацисты создали более 260 лагерей смерти. Жестоко расправлялись оккупанты с советскими военнопленными, к числу которых германское командование приказало относить «всех, кто встречается в непосредственной близости от мест военных действий…всех трудоспособных мужчин в возрасте 16–55 лет». Издевательства над военнопленными были дикими и изощрёнными. Их морили голодом, содержали в нечеловеческих условиях, использовали на самых грязных и изнурительных работах. Малейшее промедление при выполнении приказаний грозило расстрелом. 

Среди крупнейших лагерей смерти и гибели гражданского населения и военнопленных были:

В Минске и окрестностях было 9 лагерей, в которых уничтожено более 400 тыс. чел. : лагерь смерти Тростенец (уничтожено более 206,5 тыс. чел.; лагерь вблизи деревни Масюковщина (более 80 тыс. чел.); лагерь на ул.

Широкая (20 тыс. чел.);

Минская область: в шести лагерях смерти Борисова уничтожено более 33 тыс. чел.; Молодечно (36 тыс. 150 чел.); Слуцк (10 тыс. человек).

Брестская область: в четырёх лагерях Бреста уничтожено 34 тыс. чел.; Пинск – 4 лагеря (59 тыс. 48 чел.); Бронная Гара (более 30 тыс. чел.); Лесная (88 тыс. 407 чел); Колдычево (более 22 тыс. чел.)

Витебская область: в Витебске и окрестностях в пяти лагерях смерти погибло 76 тыс. военнопленных и около 62 тыс. мирных жителей; в Глубоком и окрестностях в трёх лагерях уничтожено более 37 тыс. чел.; в  Полоцке было 3 лагеря, в которых погибли 157 тыс. чел.; в Орше в трёх лагерях уничтожено более 20 тыс. чел.

Гомельская область: в Гомеле было 5 лагерей (уничтожено более за 105 тыс. чел); в трёх лагерях Азаричи уничтожено 16 тыс. 520 чел. 

Гродненщина: в Гродно и окрестностях было 5 лагерей (уничтожено 41 тыс. 500 чел., в том числе в лагере смерти Колбасино 18 тыс.чел.); в 3-х лагерях Волковыска уничтожено более 30 тыс. чел; в 3-х лагерях Лиды уничтожено более 17 тыс. чел.; в 2-х лагерях Новогрудка уничтожено 28 тыс. чел. 

Могилёвская область: в Могилёве в 5-ти лагерях было замучено более 70 тыс. чел.; в том числе в лагере Луполова – более 40 тыс. чел.; в 4-х лагерях Бобруйска и его окрестностях уничтожено 84 тыс. чел.; в 3-х лагерях Кричева уничтожено более 18 тыс. чел. 

Неотъемлемой частью немецко-фашистского оккупационного режима, наиболее радикальным средством утверждения и поддержки «нового порядка», реализации преступных планов германского командования стали карательные операцииЗа 1941–1944 г. оккупанты провели на территории Беларуси более 140 крупных карательных операций. Они осуществлялись военными, охранными, полицейскими и специальными подразделениями оккупантов. Именно во время крупных карательных экспедиций было сожжено абсолютное большинство сёл и деревень Беларуси. За период 1941– 1944 гг. захватчики уничтожили около 9200 сёл и деревень республики, из них 5295 разделили судьбу Хатыни, т.е были уничтожены вместе со всем или частью населения. Из сожжённых деревень 186 так и не возродились. По Витебской и Минской областях некоторые населённые пункты сжигались по несколько раз.

На территории Беларуси карательные операции стали проводиться в первые военные месяцы и включали расстрелы, массовые издевательства, сожжение населённых пунктов. Уже с 25 по 31 июня 1941 г. подразделения 322-го батальона осуществили специальную карательную операцию в районе Беловежской пущи. Всего за неделю было выселено 6446 человек из 34 деревень. При проведении карательной акции было расстреляно более 50 человек. 

Наиболее масштабной и кровавой карательной операцией на территории Беларуси в начале войны была акция «Припятские болота», охватившая ряд районов Брестской, Пинской, Полесской и Минской областей. Проводилась под предлогом борьбы с партизанами. За период проведения этой операции с 19 июля до 31 августа 1941 г. карателями из 162й и 252-й пехотных дивизий, 1-й кавалерийской бригады СС было сожжено 18 деревень и уничтожено 13 788 человек. 

15.08. 1941 г. карательный отряд поджёг центр райцентра Туров, а затем подтянув дополнительные силы 700–800 человек совершил поджёг Турова в пяти местах и одновременно сжёг четыре деревни. 

Значительно активизировались каратели осенью 1941 г., что было связано с поступлением на оккупированную территорию распоряжений нацистской верхушки и германского военного командования с требованием удушить «коммунистическое повстанческое движение» и конкретных указаний, как «утихомирить» гражданское население. Гитлеровское руководство требовало проводить беспощадные устрашающие акции против гражданского населения, вывозить мирных жителей на работы в Германию, захватывать продовольственные ресурсы и другие материальные ценности.

В сентябре – ноябре 1941 г. вылазки карательных подразделений произошли на территории Пинской, Витебской, Гомельской, Минской, Могилёвской и Полесской областей. По неполным данным в этих операциях было убито более 7 тысяч человек. оккупантами.

С весны 1942 г. оккупанты перешли к проведению крупных карательных операции против быстро расширяющегося движения сопротивления и к массовому уничтожению гражданского населения. Для проведения первой крупной карательной операции «Бамберг» (20.03– 04.04. 1942) в пяти районах Минской и Полесской областей были привлечены три пехотных полка, один артиллерийский полк, два отдельных полицейских батальона, кавалерийский эскадрон, бомбардировочная эскадрилья. В ходе акции планировалось разгромить партизан ОктябрскоЛюбанской зоны и «утихомирить» местное население. Каратели совершили страшное злодеяние в отношении мирного населения. За период с 1 по 5 апреля 1942 г. палачи сожгли более 3600 жилых домов, расстреляли, повесили и сожгли около 5600 жителей. Наиболее пострадала деревня Хвойня Петриковского района, где были убиты 1419 человек.

Уже в июне 1942 г. руководство группы армий «Центр» разработало план 16 крупных карательных операций в своём тыловом районе, в соответствии с которым оккупационный режим провёл в июне – августе 1942 г. более 30 крупных карательных ударов. 

Летом 1942 г. карательные операции были развёрнуты на территории Витебской, Могилёвской, Гомельской, Минской, Полесской, Барановичской областей. Основной удар наносился по партизанам и мирному населению в тыловом районе группы армий «Центр». Главной целью оккупантов был разгром партизанских зон на территории Россонского, Освейского, Чечерского, Оршанского, Сенненского, Лепельского, Бегомльского и других районов. 

При проведении карательной операции «Гриф» во второй половине августа 1942 г. оккупанты бесчинствовали на территории Оршанского и Богушевского районов. В течение нескольких дней они убили и замучили 800 женщин, стариков и детей, полностью сожгли деревню Морозовку со всеми жителями, 600 человек угнали на каторгу в Германию. Особенно зверствовали подразделения 59-го армейского корпуса. Ещё при подходе к району операции каратели захватили 310 человек и 81 расстреляли.

Одной из самых масштабных и кровавых карательных операций лета – начала осени 1942 г. была акция под кодовым названием «Болотная лихорадка», охватившая 13 районов Витебской, Минской и Брестской областей. От карательных сил требовалось действовать беспощадно, а все деревни, находящиеся в болотистых и лесных районах проведения операции, подлежали уничтожению. В рамках этой экспедиции были проведены семь акций. В результате кровавых действий оккупантов погибли 10013 мирных жителей, 1217 было вывезено на каторгу в Германию. Жестокую расправу произвели каратели в деревне Бобровичи, где уничтожили 676 человек

Таким образом, с лета 1942 г. гитлеровское командование развернуло на территории Беларуси массовый террор. Масштабные карательные операции стали проводится практически на всей территории республики. Несмотря на то, что вермахт вёл активную наступательную кампанию на южном крыле советско-германского фронта, гитлеровское командование систематически направляло дополнительные силы для развёртывания карательных экспедиций. 

За сентябрь – ноябрь 1942 г. оккупанты нанесли 19 крупных ударов по партизанам и населению. Сжигались деревни более чем в 30 районах Беларуси, в том числе в Бешенковичском, Сенненском, Быховском, Сиротинском, Горецком, Толочинском, Витебском. По неполным подсчётам за осень 1942 г. было сожжено более 100 деревень, сёл и посёлков. 

В 1943 г. захватчики перешли к проведению крупномасштабных карательных операций с использованием моторизованных формирований, танков и авиации и провели 60 крупных карательных экспедиций: в Витебской области (январь – март, май – июнь, октябрь – ноябрь, декабрь); в Вилейской (октябрь); Гомельской (октябрь); Минской (май – июнь, август); Могилёвской (апрель, август, октябрь); Полесской (январь, июль – август); Барановичской (август), Пинской (июль – август), Брестской (сентябрь – октябрь). 

Основной удар противника был направлен на Витебщину, где в  течение 3-х месяцев проводились четыре крупные карательные операции, в ходе которых нацисты замучили и сожгли заживо более 15 000 человек, разгромили и сожгли по разным оценкам более 500 населённых пунктов. Только в Полоцком районе в течение января 1943 г. каратели сожгли 21 деревню. В ходе операция «Шаровая молния» фашисты прочесали 169 деревень, захватили 3583 человека. Женщин и детей, пытавшихся спрятаться в землянках, уничтожали гранатами. Захваченных в лесу мирных жителей загоняли в уцелевшие постройки и заживо сжигали. Жертвами карательной операции «Заяц-беляк» по неполным данным стали 877 жителей. Несколько деревень были уничтожены вместе с жителями. 

Одна из самых кровавых карательных операций 1943 г. – экспедиция «Коттбус». За май – июнь полностью или частично сожжена 221 деревня, уничтожено 4056 жилых домов, расстреляно и заживо сожжено более 10 000 мирных жителей Минской и Витебской областей. Так, в сожжённой деревне Горелый Луг погибло 576 человек. Кроме того, 3051 человек были угнаны оккупантами на принудительные работы в Германию. 

Тяжелейшие испытания легли на плечи мирных жителей ИвенецкоНалибокской партизанской зоны в июле – августе 1943 г., когда оккупанты проводили карательную операцию под кодовым названием «Герман». В районе операции каратели убили 4380 советских граждан и 20 994 захватили для угона в Германию, сжигали деревни вместе с жителями. 

С осенне-зимнего периода 1943/1944 г., когда началось освобождение Беларуси, проведение тактики «выжженной земли» приняло наиболее широкие масштабы. К проведению карательных акций стали широко привлекаться армейские подразделения, в которых создавались специальные команды поджигателей (факельщиков). Эти спецгруппы должны были при отступлении германских войск осуществлять полное опустошение населённых пунктов.

Осенью – зимой 1943 г. германские оккупанты развернули несколько крупных карательных операций в различных регионах Беларуси. В октябре – начале ноября 1943 г. против гомельских и полесских партизанских формирований были последовательно проведены три масштабные акции с участием фронтовых частей. В ходе операций нацисты расстреляли сотни мирных жителей и сожгли несколько деревень. На Витебщине в ходе карательной операции «Генрих» оккупанты нанесли массированные удары по деревням Россонского района, в результате чего 20 из них были сожжены. В акции «Отто» каратели расстреляли около 2 тысяч человек и сожгли более 10 деревень Освейского и Дриссенского районов.

В течение первой половины 1944 г. оккупационная политика геноцида и «выжженной земли» на территории Беларуси достигла своей наивысшей точки. Чудовищные злодеяния совершили нацисты в сотнях населённых пунктов Беларуси. Так, в деревне Ала Паричского района 14 января 1944 г. карательный отряд согнал в дома из семи окрестных населённых пунктов. Гитлеровцы расстреляли и сожгли 1758 человек, в том числе 950 детей и 508 женщин.

Основные силы карателей в весной – летом период 1944 г. были брошены на ликвидацию партизанских зон, уничтожение и угон в Германию мирных жителей, разрушение населённых пунктов. Так, в карательной операции «Праздник весны» (17.04–5.05. 1944) нацисты в районе Полоцко-Лепельской партизанской зоны убили 7011 человек и сожгли несколько деревень.

Массовое разрушение и уничтожение населённых пунктов Беларуси в 1944 г. было тщательно спланировано и осуществлялась в соответствии с указаниями гитлеровского командования. 

На протяжении трёх лет оккупации нацисты совершили на территории Беларуси чудовищные злодеяния. Согласно выводам Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их соучастников на временно оккупированной советской территории, БССР потеряла за годы войны более половины своего национального богатства. Прямой ущерб, причинённый германскими захватчиками народному хозяйству Беларуси составил 75 млрд. руб. (в ценах 1941 г.) Почти 3 млн. человек (около 34 процентов довоенного населения) были лишены жилья. Самыми тяжёлыми из всех были людские потери. По данным СНК БССР из Беларуси в Германию было угнано 399 474 человека. За годы войны республика потеряла каждого третьего своего жителя.

20 ноября 1945 г. высшие государственные и военные деятели фашистской Германии предстали перед Международным Военным трибуналом в Нюрнберге. Значительное место в обвинении фашизма занимали материалы и документы о преступлениях, совершённых фашистами на территории Беларуси.

свернуть

Экскурсия в " Брестскую крепость-герой"

03.12.2022
развернуть

В рамках военно-патриотического воспитания для учащихся нашей школы 3 декабря была организована экскурсионная поездка в г. Брест.
Ребята посетили мемориальный комплекс " Брестская крепость-герой",  где в музее обороны Бресткой крепости услышали о подвигах ее защитников в годы Великой Отечественной войны.
Яркие и незабываемые впечатления остались после посещения в этот день Брестского музея железнодорожной техники, а также единственного в стране музея
"Спасённые художественные ценности".
Лейтмотивом поездки стала пешеходная прогулка по историческому центру города, улицам Советской и Гоголя.
Благодаря этой экскурсии ребята узнали много нового и интересного, получили заряд бодрости и энергии.

свернуть

ГУ "Дзержинский районный историко-краеведческий музей

30.11.2022
развернуть

30.11. учащиеся 4-х классов посетили ГУ "Дзержинский районный историко-краеведческий музей".
Ребята получили ещё раз вспомнили, что такое музейный предмет, экспозиция, познакомились с историей и культурой малой Родины.
Лейтмотивом встречи стала экспозиция "Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны"

свернуть

Учащиеся 8-х классов посетили постановку "Никогда больше!" в ГДК г.Дзержинска

17.11.2022
развернуть

Фраза «Никогда больше!» впервые была использована в апреле 1945 года, когда выжившие и освобождённые узники концентрационного лагеря Бухенвальд продемонстрировали её на разных языках на самодельных вывесках. Она высечена на камне в лагерях смерти Треблинка и Дахау. Этот лозунг используется во всем мире как призыв к борьбе с фашистским геноцидом и запрет всех форм геноцида.
После постановки учащиеся посетили экспозицию, посвящённую геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, в ГУ "Дзержинский историко-краеведческий музей".

 

свернуть

Мемориал «Памятник детям-жертвам Великой Отечественной войны» в деревне Красный Берег

04.11.2022
развернуть

4 ноября 2022 года  состоялась экскурсионная поездка в Гомельскую область, Жлобинский район, агрогородок Красный Берег.
"Детям, прошедшим фашистский ад». Эти слова встретили нас перед входом в мемориал  "Детям - жертвам войны", который символизирует собой скорбь всего белорусского народа о детях, ставших жертвами геноцида. Это место называют "детской Хатынью", именно здесь был расположен детский концлагерь.
Позже ребята познакомились с достопримечательностями усадебно- паркового комплекса XIX века Козелл- Поклевских. 

свернуть

Экскурсия "Мемориальный комплекс Хатынь - Курган Славы"

развернуть

08.10.2022 г. в шестой школьный день учащиеся нашего учреждения посетили мемориальный комплекс Хатынь- Курган Славы. Экскурсия была посвящена трагической теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

свернуть