Правовое просвещение

Помощь жертвам торговли людьми

развернуть
Противодействие торговле людьми

В Министерстве внутренних дел существует специализированное подразделение – управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. В каждом органе внутренних дел работают сотрудники, осуществляющие борьбу с торговлей людьми и связанными с ней преступлениями.

В случае если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые стали жертвой торговли людьми, Вас принуждают к занятию проституцией, рабскому труду, съемкам в фильмах порнографического содержания, мы предлагаем обратиться к нам за помощью.

E-mailguniptl_km@mvd.gov.by

Телефоны:

Брестская область: 8 (0162) 27 53 35, 27 55 07

Витебская область: 8 (0212) 64 66 96, 64 66 91

Гомельская область: 8 (0232) 50 88 10, 50 88 07

Гродненская область: 8 (0152) 79 73 58, 79 79 11

Минская область: 8 (017) 229 06 07, 229 03 80

Могилевская область: 8 (0222) 29 55 26, 29 55 22

Город Минск: 8 (017) 239 41 61, 239 47 55

Министерство внутренних дел: 8 (017) 218 71 70, 218 73 42, 218 74 85

 

Телефон «горячей линии» по безопасному выезду за границу Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь: 8 (017) 218 52 64

 

Kids.pomogut.by – совместный проект Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, направленный на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети интернет.

 

ОО «Клуб Деловых женщин» - горячая линия по безопасному выезду, пребыванию за рубежом и противодействию торговле людьми, а также по вопросам предотвращения сексуального насилия, в том числе в сети Интернет (с 8.00 до 20.00 ежедневно):

113 (короткий номер)

8 801 201 5555 (для всех абонентов сотовой связи)

8 016 221 8888 (для звонков из-за рубежа)

Вся информация предоставляется бесплатно и анонимно.

 

БЕЛОРУССКОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА

www.redcross.by 
220030, город Минск,
улица Карла Маркса, 35

Телефон приемной: (017) 327-14-17
Электронный адрес: info@redcross.by

Брестская областная организация
224005, г. Брест, ул. К. Маркса, 3
Телефон/факс: 8-0162-23-90-48; 21-59-56
E-mail: brestredcross@gmail.com

Витебская областная организация
210015,город Витебск, ул. Правды, 18
Телефон/факс: 8(0212) 42-61-34
E-mail: vitebsk_redcross@mail.ru

Гомельская областная организация
246050, г. Гомель, ул. Пролетарская, 9
Телефон/факс: 8-0232-75-55-71; 75-54-81
E-mail: gomel_redcross@mail.ru
http://redcross-gomel.by/
Гродненская областная организация
230023,город Гродно, ул. Ожешко 1
Телефон/факс: 8(0152)74-35-82, 8(0152) 74-35-34
E-mail: grodno_redcross@tut.by, redcross@mail.rugrodno.by
Контакты региональных организаций>>>
Минская областная организация
220039, город Минск, улица Чкалова 5
Телефон/факс: 8(017)224-67-73
E-mail: minoblbook@yandeх.ru

Могилевская областная организация
212030 г. Могилев, ул.Первомайская, 52
Телефон/факс 8(0222)32-70-35
E-mail: mogilev.volonter@gmail.com
Минская городская организация
220123, город Минск, улица В. Хоружей, 18 корп.1
Телефон: 8(017) 294-85-17
E-mail: redcrossminsk@mail.ru
Дорожная организация
220039, город Минск, улица Воронянского 4, корпус 2
Телефон/факс: 8(017224)66-24-40
E-mail: doroga.redcross@tut.by

Не теряя ни минуты

Признаки, которые указывают на то, что вас хотят обмануть:

Вам сулят заоблачные заработки за неквалифицированный труд.

Отсутствует процедура и не оговорены все условия заключения контракта (зарплата, условия работы, срок, ответственность сторон). Вам могут «клятвенно» обещать уладить все формальности с заключением трудового договора непосредственно на месте - в стране назначения.

Предлагается «билет в один конец».

Фирма, с которой вы собираетесь сотрудничать, располагается в «подвале» или на съемной квартире.

Координаты и контактные телефоны фирмы отсутствуют в официальных источниках информации, равно как нет ее в списке субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности.

Заверения, что «интим» предлагается «исключительно по собственному желанию».

Психологический «пресс» со ссылками на то, что «возможность совершенно уникальная», «группа уже сформирована и осталось только одно место, которое готовы занять уже человек …надцать, если вы будете хлопать ушами» - а значит надо «все делать быстренько и ехать скоренько».

Что делать, если вы почувствовали недоверие к будущему работодателю?

Проверьте у работодателя наличие лицензии на соответствующий вид деятельности. Не постесняйтесь внимательно изучить документ.

Ознакомьтесь со всеми условиями заключения трудового договора (контракта).

В обязательном порядке проконсультируйтесь в территориальном подразделении Департамента по гражданству и миграции (по месту жительства) по всему спектру обязательных условий, гарантирующих безопасность выезда для работы за границу, включая легальность деятельности выбранной Вами фирмы (наличие лицензии).

Не верьте отзывам «очевидцев» о том, как было «хорошо и здорово» там, куда вас направляют – эти люди уже могут быть материально заинтересованы в вашей дезинформации. Источник информации ссылка

По вопроса безопасного выезда за границу необходимо обратиться в Департамент по гражданству и миграции ссылка

свернуть

Региональная карта Минской области оказание помощи несовершеннолетним

развернуть

Видео истории подростков, столкнувшихся с буллингом (основано на реальных событиях)

развернуть

Нашёл работу закладчиком?

развернуть

Внимание! Операция "Вишинг"!

развернуть

Фишинг: как защитить свой банковский счёт

развернуть

"Спортики"

развернуть

"Спортики" - это коллекторы в структуре наркомаркетов. В целом по республике в отношении "спортиков" возбуждено более 20 уголовных дел. В настоящее время около 30 человек проходят как подозреваемые, выполняющие функции коллекторов по указанию тех или иных кураторов наркомаркетов
В обязанности "спортиков" входит наказание провинившихся курьеров, которые присваивали себе либо наркотики, либо деньги
Из 30 лиц, которые были задержаны, 11 являются несовершеннолетними. Их возраст от 15 до 17 лет. Наркомаркеты заинтересовывают этих людей по-разному. Разумеется, речь идет о корыстном мотиве. Им предлагают различные суммы: от Br100 до $1000. И на стоимость выполнения этой работы влияет жестокость. Чем жестче меры наказания, тем больше оплата.
Ситуация со "спортиками" начала развиваться в феврале - марте 2022 года. Они снимают свои действия на видео, которые выкладывают в закрытых чатах, где обсуждается сбыт наркотиков. Эта информация выкладывалась для устрашения других закладчиков, чтобы они не повторяли ошибок провинившихся.

свернуть

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 343 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РБ

развернуть

Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера 

  1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера — наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом
  2. Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, — наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет. 

Оправдание гражданина о том, что не знал, что порнография запрещена законом, судом во внимание не принимается и не освобождает от ответственности.

Признание материалов или предметов порнографическими осуществляется на основании результатов соответствующих экспертных исследований.

Порнографическими материалами, предметами порнографического характера признаются те, в которых вульгарно-натуралистически, омерзительно-цинично, непристойно фиксируются половые сношения, имеет место самоцельная, умышленная демонстрация большей частью обнаженных гениталий, антиэстетичных сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют нравственным критериям, оскорбляют честь и достоинство личности, ставя ее на уровень проявлений животных инстинктов.

Преступление считается законченным с момента совершения деяний.

Изготовление представляет собой создание порнографии способом печатания, рисования, фотографирования, видеосъемкой и т. д.

Также изготовлением является внесение изменений, переделка (модификация) продукции с целью придания ей порнографического характера.

Уголовно наказуемым является изготовление порнографии в целях ее распространения  или рекламирования.

Хранение представляет собой действия, связанные с фактическим нахождением порнографических материалов или предметов порнографического характера во владении виновного с целью их распространения (рекламирования)Например, на своей странице в социальных сетях, когда их могут просмотреть или скачать другие пользователи сети Интернет.

Распространение представляет собой действия, направленные на ознакомление с информацией других лиц.

Распространение может выражаться в выпуске в обращение, рекламировании, передаче на любых основаниях, в том числе путем показа или демонстрации.

Под демонстрацией понимается показ фотографий, слайдов, видеоролика, фильма с помощью технического устройства или любым иным способом. Например: демонстрация с мобильного телефона, планшетного компьютера, предоставление возможности скачать порнографические материалы, передача другим лицам носителей информации с порнографическими материалами и т.д.

 Цели и мотивы содеянного для квалификации преступления значения не имеют, за исключением совершения деяний в виде изготовления и хранения порнографии, для квалификации которых обязательным является совершение данных деяний для распространения или рекламирования.

Уголовную ответственность несет лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъектом преступления в виде распространения, рекламирования, трансляции или демонстрации заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов является лицо, достигшее 18 лет.

Повышенная ответственность установлена за совершение указанных в ч. 1 ст. 343 УК деяний с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Указанный признак преступления характеризуется повышенной общественной опасностью, создает условия для совершения посягательств на неопределенно широкий круг лиц, обеспечивает анонимность, позволяет преступнику осуществлять многократное адресное воздействие, при этом имеет место отсутствие территориальности преступных деяний.

Такие действия наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

 Статья 343-1. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего .

Максимальная ответственность по этой статье предусматривает лишение свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

Например, используя компьютер или смартфон, ты скопировал в Интернете видеофайл порнографического характера и разместил его на личной страничке «ВКонтакте». Эти файлы были просмотрены или «лайкнуты» пользователями глобальной компьютерной сети. Своими действиями ты совершил преступление, а именно: публичная демонстрация порнографических материалов с использованием компьютерной сети Интернет (ч. 2 ст. 343 УК) .

свернуть

Электронные сигареты

развернуть

НАРКОМАНИЯ - НЕ БОЛЕЗНЬ, А ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

развернуть

ЛЕГКИЕ ДЕНЬГИ - ТЯЖЁЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

развернуть

Курение - STOP!

развернуть

ОПАСНЫЕ ТРЕНДЫ В TikTok

развернуть

 

Ответственность за "крутить колпачки"

 

В соцсети TikTok появился новый тренд — «крутить колпачки».

В переводе на русский это означает «скручивать ниппели с колес чужих автомобилей». Желательно красивые, чтобы подписчики оценили. У видео с демонстрациями «улова» десятки тысяч просмотров. Данный тренд, от которого могут пострадать обе стороны, добрался и до Беларуси.

!!!Напоминаем, что согласно статье 11.1 КоАП Республики Беларусь

Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

свернуть

Cваттинг - подростковая забава с нешуточными последствиями

развернуть

"Нет азартным играм"

развернуть

 

Профилактика азартных игр у несовершеннолетних 

В последнее  время все больше  и  больше  стали  наблюдаться   случаи  развития  зависимости  к азартным  играм, в том  числе и компьютерным. Проведенный научной  анализ  показал, что наиболее  уязвимыми в плане формирования зависимости  азартных и компьютерных игр являются подростки.  Переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки не обладают еще устоявшимися стратегиями поведения в отношении с взрослыми и сверстниками, испытывают трудности  в социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир игры.  Тревогу вызывает тот факт, что в процессе азартной игры подростки часто поддерживают свое состояние эйфории, употребляя алкоголь или психоактивные вещества. Это является основанием относить особенности подросткового возраста к факторам риска формирования у молодых людей аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития. Однако проведенный анализ позволяет нам констатировать факт, что в настоящий момент еще недостаточно изучены последствия формирования игровых зависимостей у подростков, блокирующих механизмы развития социально значимой личности, не исследованы условия педагогической профилактики данных зависимостей в общеобразовательном учреждении, отсутствуют достаточно эффективно работающие профилактические программы.

Азартными  считаются   игры, в  которых выигрыш  полностью или в значительной  степени  зависит  не от искусства играющих, а  от  случая. Азартные  игры  связаны  не только  с многочисленными неблагоприятными межличностными  финансовыми, криминальными и психиатрическими  последствиями, но и с  опасностями ранней  сексуальной жизни, например  беременностью.

Азартные  игры  провоцируют  у  подростков  повышение   сексуальной активности. Эту закономерность  выявили ученые из США   при  исследовании  темнокожих подростков имеющих пристрастие  к азартным  играм  в начальной  школе.  Предыдущие  исследования  на аналогичную  тему уже   продемонстрировали, что  существует  связь  между азартными  играми и проблемами  поведения подростков.

Нарушение  поведения детей зависит  от незрелости, несформированности личности, обусловлено сложным взаимодействием биологического  фактора, резидуально-органической церебральной недостаточности и социального  фактора.

В настоящее  время с повсеместным распространением  игровых автоматов проблема   зависимости не только подростков, но и взрослых  людей стала  ещё более  актуальной.

Расстройство  поведения у подростков  определяется такими  качествами, как ложь, воровство, вандализм, импульсивность, злоупотребление  психоактивными  веществами, а  также  словесной и физической  агрессией, жестокостью по отношению к  людям и домашним  животным. Результаты  анализа  также продемонстрировали, что  89% подростков, играющих в  азартные  игры, вступали в сексуальные  связи  до  18  лет, причем у 9% опрошенных были  случаи заболеваний,  передающихся  половым  путем. Доктор  Сильвия Мартинс (Silvia Martins)  комментируя  эти  данные  отметила, что есть  определенно  связь  между  азартными  играми, ранним наступлением половой  жизни и повышенной  сексуальной  активностью.

 

Причины возникновения компьютерной зависимости могут  быть различными:

  • отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;
  • отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
  • неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
  • общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.

Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:

  • нежелание отвлечься от игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;
  • забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.

Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе. Изменить ситуацию, на наш взгляд, может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровых зависимостей у подростков.

В настоящее  время в  школах, по мнению  Л.И. Колесниковой (Россия) имеются  программы  по профилактике игровой зависимости для подростков 15-16 лет. Программа состоит из нескольких модулей: 1. Молодые игроки. 2. Полоса везения. 3. Ожидаемый результат. Старшеклассники прослеживают все ступени, по которым спускаются вниз к проблемной игровой зависимости:

  1. Сначала победа дает тебе «кайф», ты возвращаешься за еще большей «дозой», ты уже не замечаешь денежные потери или оправдываешь их временным невезением, жизненные трудности и проблемы тебя уже не волнуют.
  2. Затем, начинаешь чувствовать вину, тебе не везет, ты «лузер», начинают преследовать денежные потери, берешь деньги в долг, чтобы продолжить игру, ставишь уже большие суммы на кон игры, ты продолжаешь думать, что ты еще сможешь выиграть в следующий раз.
  3. Ты все еще думаешь, что ты сможешь отыграть хоть какую-то сумму, чтобы отдать долги, но терпишь опять неудачу, ты снова решаешь, где достать деньги, чтобы продолжить игру, но ты уже все варианты использовал, больше брать их негде, остается только последнее - нелегальный способ, ты «увяз по уши», у тебя начинается паника. Все ученики выражают единое мнение, что они бы не хотели оказаться в таком состоянии. Работа с транспарантом «Путешествие назад» дает представление о том, с чего надо начинать возвращение к здоровому образу жизни, и как помочь тому, кто уже на пути к игровой зависимости.

В целях профилактики   в  школах  необходимо  внедрять   в учебно-воспитательный процесс модели педагогической профилактики игровых зависимостей, а  также  научить  несовершеннолетних  преодолевать проблемы социальной адаптации, с ориентированием молодых людей на позитивные виды деятельности, альтернативные азартным играм.

Сегодня, как показало исследование, наиболее реальными и результативными являются программы педагогической профилактики, организованные на микроуровне, т е включающие работу в ближайшей среде обитания подростков - в семье, школе, в пи – группах. Профилактическая работа по исправлению форм игровых аддикций на мезоуровне (действующая на уровне региона) или на макроуровне (рассматриваемая в рамках государства) нуждается в создании и развитии научно - исследовательской теоретической и практической базы, которая послужит основой для проведения комплексных мер на уровне национальных проектов и программ.

Тщательный  анализ  данной  проблемы  позволил  сформулировать правила  компьютерной  безопасности:

  • время на игру следует ограничивать (для детей 6-7 лет - 10 мин, 8- 11 лет - 15-20 мин, для старшеклассников - до З0 мин в день);
  • нельзя играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улицы;
  • нужно контролировать содержание игры (исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинскими и прочими нравственно отрицательными темами).

В целях  профилактики развития  зависимости  к азартным  играм   мы  рекомендуем родителям  и  взрослым лицам:

  1. Проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания.
  2. Следите за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
  3. Корректно используйте право взрослого на запрет, т.к. «запретный» плод всегда сладок».
  4. Поощряйте интерес ребенка к посещению секций и кружков.
свернуть

Изменение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП)

развернуть

 

С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием — введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:

— устное замечание;

— предупреждение;

— меры воспитательного воздействия.

Устное замечание подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны.

Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения.

Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу посвящена самостоятельная 9 глава в новом КоАП, которая состоит из 6 статей. Нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая:

  • особенности применения к несовершеннолетним административным взысканиям;
  • освобождение несовершеннолетних от административной ответственности;
  • применение к несовершеннолетним альтернативных административному взысканию профилактических мер административного воздействия;
  • сроки давности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности; срок, в течение которого несовершеннолетний считается подвергнутым административному взысканию.

Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

1) разъяснение законодательства;

2) принесение извинений потерпевшему;

3) обязанность загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга.

В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

Цель этих нововведений – повысить правосознание несовершеннолетних, сформировать их правовую культуру, уважение к закону и интересам других членов общества.

 

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗНАТЬ!!!

Возраст, с которого наступает административная ответственность. Деяния, влекущие административную ответственность по требованию

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

  1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

  1. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

Статья 4.3. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать его фактический характер и противоправность либо руководить им вследствие психического расстройства (заболевания).

 

Статья 4.4. Деяния, влекущие административную ответственность по требованию

  1. Деяния, содержащие признаки следующих административных правонарушений:

умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

оскорбление (статья 10.2);

отказ в предоставлении гражданину информации (статья 10.5);

нарушение права на свободу объединений (статья 10.7);

нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (статья 10.15);

причинение имущественного ущерба (статья 11.2);

умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

присвоение найденного имущества (статья 11.4);

обман потребителей (статья 13.10);

недобросовестная конкуренция (статья 13.33);

нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть 1 статьи 18.16);

нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.20) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения;

несанкционированный доступ к компьютерной информации (статья 23.4);

разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны (статья 23.6), –

влекут административную ответственность только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

  1. Независимо от требования потерпевшего или его законного представителя при совершении деяний, содержащих признаки правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, если:

1) этим деянием причинен значительный вред интересам государства или общества;

2) деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

свернуть

Профилактика киберпреступлений

развернуть

Как не стать жертвой киберпреступника

развернуть

Безопасность в интернете

развернуть

Осторожно мошенники в интернете!

развернуть

Что делать, если вы нашли наркотики

развернуть

Профилактика краж

развернуть

Профилактика безопасного поведения в интернете

развернуть

Предлагают стать наркозакладчиком

развернуть

Порнография что считается распространением и какая за это ответственность

развернуть

Лжеминорование - последствия и ответственность

развернуть

Когда ребенок не в школе...

развернуть

Защити свой ВЕЛОСИПЕД

развернуть

Быть хакером не развлечение, а преступление

развернуть

Кражи через мобильный банкинг

развернуть

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 ноября 1993 г. N 2570-XII О ПРАВАХ РЕБЕНКА

развернуть

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Статья 4. Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Статья 7. Право на гражданство

Каждый ребенок имеет право на гражданство.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.

Статья 10. Право на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли

Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

Статья 12. Право на льготы по проезду

Дети имеют право на льготы по проезду в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и законных интересов

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах,

 

 

 

свернуть

ПРАВИЛА поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований

развернуть

 

Настоящие Правила определяют нормы поведения зрителей на стадионе при посещении футбольных матчей, проводимых на территории Республики Беларусь

  • Общие положения
  • Зрителями признаются граждане, прибывшие на стадион при наличии входного билета, абонемента, приглашения, других документов установленного образца, и не связанные с организацией и обеспечением проведения матча.
  • Организатор матча в целях обеспечения безопасности отдельных категорий зрителей может вводить особые условия посещения матча для этих категорий с обязательным уведомлением о принятом решении администрации стадиона, правоохранительных органов, зрителей до начала реализации входных билетов.
  • Вход в стадион подразумевает принятие и добровольное исполнение зрителями данных Правил, действующих в течение всего времени их нахождения на стадионе.
  • Контроль за соблюдением Правил возлагается на организатора матча, сотрудников правоохранительных органов, МЧС, а также служб стадиона, привлекаемых для обеспечения контрольно-пропускного режима, рассадки зрителей и охраны общественного порядка (службы безопасности, контролеры, администраторы, стюарды, волонтеры и др.).
  • Зрители, не соблюдающие Правила, не допускаются на стадион или выдворяются за его пределы без возмещения стоимости входного билета, а в случаях совершения ими противоправных действий привлекаются к административной или уголовной ответственности.
  • Организатор матча вправе проводить фото-, видеосъемку зрителей с целью предупреждения противоправной деятельности.
  • Болельщики имеют право
  • При наличии входных билетов, абонементов, приглашений, других документов установленного образца входить на стадион до и во время матча. Время начала прохода на стадион определяется совместным решением организатора матча, администрации стадиона и правоохранительных органов.
  • Пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами матча и администрацией стадиона.
  • Приносить на трибуны стадиона и использовать:

табачные изделия и зажигалки, при условии их использования только в специально отведенных для курения зонах;

атрибутику, официально утверждѐнную руководителями клубов и местными правоохранительными органами. 

  • Представителям объединений болельщиков в целях поддержки команды, при назначении ответственных из числа болельщиков за каждую единицу нижеуказанных средств поддержки, разрешен пронос и использование:
  • барабанов с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40 см, со штатными палочками;
  • утверждѐнных баннеров различных конфигураций, при условии, что они будут размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру матча другими зрителями. Баннеры должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Содержание баннеров должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений;
  • флагов на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не может превышать 1,5 м. Флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Использование таких флагов разрешено на «гостевом» и «фанатском» секторах. Содержание изображений на флагах должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений.

Средства поддержки, содержащие слова и выражения на иностранном языке, должны иметь русский перевод.  

Средства поддержки, содержащие аббревиатуры и сочетания цифр, должны быть утверждены руководством  клуба и территориальными правоохранительными органами.

В случае нарушения болельщиками настоящих Правил может быть принято решение о запрете использования на футбольных матчах вышеперечисленных средств поддержки.

  • Болельщики обязаны
  • Незамедлительно сообщать администрации стадиона и сотрудникам правоохранительных органов о случаях обнаружения подозрительных предметов, случаях задымления или пожара, совершающихся правонарушениях, других угрозах безопасности.
  • Бережно относиться к имуществу стадиона, соблюдать чистоту   Болельщикам запрещается

4.1. Находиться на стадионе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

4.2. Проносить на стадион,  использовать, приводить в действие:

  • спиртные напитки;
  • любого вида оружие и боеприпасы;
  • колющие или режущие предметы;
  • дымовые шашки;
  • фаеры;
  • сигнальные ракеты;
  • петарды;
  • пиротехнику;
  • иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению и иным негативным последствиям;
  • огнеопасные, взрывчатые, ядовитые, отравляющие и едко пахнущие вещества;
  • легковоспламеняющиеся, пожароопасные материалы и предметы;
  • красящие вещества;
  • наркотические средства;
  • радиоактивные материалы;
  • газовые баллончики нервнопаралитического и слезоточивого воздействия;
  • лазерные устройства;
  • другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия;
  • жестяные банки, стеклянную, пластиковую посуду, бутылки и емкости;
  • крупногабаритные вещи, мешающие другим зрителям, а также нормальному проведению мероприятия;
  • барабаны, дудки, мегафоны и другие подобные предметы, профессиональную фото- и видеотехнику, средства для трансляции через интернет;
  • радиостанции;
  • вещи, размеры которых превышают 25Х25Х25 см.;
  • предметы, которые могут быть использованы, как метательные: зонтики типа «Трость», упаковки «Тетрапак».

4.3. Курить в местах, где это запрещено администрацией стадиона.

4.4. Разжигать огонь.

4.5. Бросать предметы на трибуны, футбольное поле и пространство вокруг него, а также целенаправленно в зрителей, футболистов, тренеров, судей, представителей клубов, стадиона, сотрудников правоохранительных органов, официальных лиц организатора соревнований.

4.6. Носить и выставлять напоказ знаки, атрибутику и иную символику фашистского и расистского характера.

4.7. Использовать слова и выражения, а также жестикуляцию фашистского и расистского характера.

4.8. Использовать нецензурные и оскорбительные слова и выражения, а также жестикуляцию.

4.9. Использовать атрибутику, баннеры, скандирование, выкрики, жестикуляцию, возбуждающие социальную, расовую, религиозную, национальную и межгосударственную ненависть, а также социальное, расовое, религиозное, национальное и межгосударственное превосходство.

4.10. Использовать элементы одежды, иные предметы и методы с целью скрытия лица.

4.11. Нарушать общественную мораль и нормы поведения путем обнажения частей тела во время нахождения на стадионе.

4.12. Вести себя провокационно, угрожающе в отношении зрителей и участников матча, создавать угрозу жизни и безопасности себе, другим лицам, или подвергать опасности кого бы то ни было, каким бы ни было образом.

4.13. Выходить за ограждения к футбольному полю и на него, появляться в раздевалках команд, судей, пресс-центрах и других служебных помещениях.

4.14. Находиться во время проведения матча в проходах, на лестницах, создавать помехи передвижению участников и зрителей, вставать на сидения, прыгать, устраивать имитацию противоправных действий, находясь на трибунах, забираться на ограждения, парапеты, осветительные устройства, мачты, несущие конструкции, наносить вред имуществу спортсооружения и зрителей.

4.15. Приходить на стадион с животными.

4.16. Проводить любые политические акции.

4.17. Осуществлять торговлю,  распространять  любым способом продукцию рекламного,  сувенирного,  политического,  религиозного и расистского характера (включая плакаты, листовки, буклеты).

 

4.18. Осуществлять спекулятивную торговлю с рук входными билетами на матч.

 

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС СПОРТИВНОГО БОЛЕЛЬЩИКА

 

А.Ю.КОРОЧКИН,

главный советник - помощник

Председателя Экономического

Суда Содружества

Независимых Государств, председатель Спортивного третейского суда

при Белорусском республиканском союзе юристов, старший преподаватель юридического факультета

Белорусского государственного

университета, кандидат юридических наук

 

4 января 2014 г. принят новый Закон Республики Беларусь N 125-З "О физической культуре и спорте" (далее - Закон). В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона впервые спортивные болельщики отнесены к субъектам физической культуры и спорта. Однако в Законе отсутствует понятие спортивного болельщика, а также не содержится четкого указания на правовой статус такой категории субъектов физической культуры и спорта.

Вместе с тем еще одной новацией Закона является статья 36 "Меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий", исходя из положений которой можно попытаться обрисовать определенные черты правового статуса спортивного болельщика.

Так, пункт 2 статьи 36 Закона предусматривает перечень лиц, которые не могут быть допущены на территорию мест проведения спортивно-массовых мероприятий, а пункт 3 указанной статьи устанавливает список запретов для болельщиков во время посещения ими спортивно-массовых мероприятий.

Исходя из указанных норм можно очертить ряд обязанностей спортивных болельщиков, которые на них возлагаются при посещении спортивных мероприятий. Итак, болельщик обязан:

  • иметь при себе входной билет или документ, дающий право прохода на территорию физкультурно-спортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков;
  • пройти личный досмотр и досмотр находящихся при нем вещей (в случае их проведения); - не скрывать свое лицо под маской;
  • находиться в трезвом состоянии и воздержаться от распития в не предназначенных для этого местах алкогольных, слабоалкогольных напитков, а также пива, использования источников открытого огня, курения;
  • не иметь при себе и не использовать предметы и вещества, запрещенные к проносу Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 N 10, а также имитаторы и муляжи холодного, огнестрельного, газового или иного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов;
  • воздержаться от совершения действий, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью спортсменов, тренеров, судей по спорту, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях, болельщиков и (или) иных физических лиц, находящихся в местах проведения спортивно-массовых мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • не осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств;
  • не иметь при себе и (или) не пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами, транспарантами и иными средствами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан;
  • не препятствовать исполнению служебных обязанностей лицами, участвующими в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий;
  • не совершать иных действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, а также не подстрекать иных лиц к таким действиям любыми методами.

Согласно части второй пункта 3 статьи 36 Закона лица, не соблюдающие указанные ограничения (не выполняющие соответствующие обязанности), выдворяются за пределы территории физкультурноспортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков без возмещения стоимости входного билета и привлекаются к ответственности в случаях, установленных законодательными актами.

Указаний на права, которые предоставляются спортивным болельщикам, Закон не содержит.

Отметим, что права и обязанности болельщиков также могут определяться организаторами проведения спортивных соревнований.

Так, например, права и обязанности, возлагаемые на спортивных болельщиков, можно найти в Правилах поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований, утвержденных на заседании бюро Исполнительного комитета Белорусской федерации футбола протоколом от 27.03.2013 N 6 (далее - Правила) <1>.

 <1> www.bff.by/fbff/851

Правила устанавливают следующие права болельщиков:

  • при наличии входных билетов, абонементов, приглашений, других документов установленного образца входить на стадион до и во время матча. Время начала прохода на стадион определяется совместным решением организатора матча, администрации стадиона и правоохранительных органов;
  • пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами матча и администрацией стадиона;
  • приносить на трибуны стадиона и использовать: табачные изделия и зажигалки при условии их использования только в специально отведенных для курения зонах; атрибутику, официально утвержденную руководителями клубов и местными правоохранительными органами.

Отдельные права предусмотрены для представителей объединений болельщиков, которым в целях поддержки команды (при назначении ответственных из числа болельщиков за каждую единицу нижеуказанных средств поддержки) разрешен пронос и использование:

  • барабанов с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40 см, со штатными палочками;
  • утвержденных баннеров различных конфигураций при условии, что они будут размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру матча другими зрителями. Баннеры должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Содержание баннеров должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений;
  • флагов на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не может превышать 1,5 м. Флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Использование таких флагов разрешено на "гостевом" и "фанатском" секторах. Содержание изображений на флагах должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений.

В свою очередь спортивные болельщики обязаны:

  • предъявлять сотрудникам, осуществляющим контрольно-пропускной режим, входные билеты, абонементы, приглашения, другие документы, дающие право прохода на стадион, а также пропуска на въезд автотранспорта на прилегающую территорию;
  • в целях обеспечения безопасности и воспрепятствования проноса запрещенных предметов при входе на стадион, а в некоторых случаях при входе на прилегающую огороженную территорию, проходить спецконтроль (досмотр);
  • занимать места на трибунах согласно входным билетам, абонементам и приглашениям;
  • выполнять законные распоряжения организатора матча, администрации стадиона, сотрудников правоохранительных органов и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, соблюдать общественный порядок и общепринятые нормы поведения;
  • незамедлительно сообщать администрации стадиона и сотрудникам правоохранительных органов о случаях обнаружения подозрительных предметов, случаях задымления или пожара, совершающихся правонарушениях, других угрозах безопасности;
  • бережно относиться к имуществу стадиона, соблюдать чистоту.

Кроме этого, Правилами устанавливается обширный перечень запретов, налагаемых на болельщиков на время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований.

В соответствии со статьей 11 Технического регламента Континентальной хоккейной лиги, утвержденного протоколом Правления Континентальной хоккейной лиги от 30.03.2011 N 6, при проведении матчей чемпионата Континентальной хоккейной лиги болельщикам (зрителям) разрешается проносить в спортсооружение и использовать в ходе матча для поддержки своего клуба следующую атрибутику:

а) шарфы, головные уборы, предметы одежды, содержащие знаки отличия клуба;

б) атрибутику, официально реализуемую клубами в спортсооружении.

Владельцы атрибутики обязаны предъявлять ее при входе на спортсооружение.

Представителям объединений болельщиков разрешается использовать строго определенные средства поддержки своих клубов (барабаны, баннеры, флаги и т.д.) при назначении ответственных за каждое из таких средств <2>.

<2> www.khl.ru

Представляется интересным привести примеры нормативного регулирования статуса спортивных болельщиков в законодательстве других государств.

В Спортивном кодексе Франции значительное число норм посвящено вопросам организации и проведения спортивных мероприятий, в частности, обеспечению их безопасности (статьи L332-1 - L33221). В частности, в Спортивном кодексе Франции прописаны меры по борьбе с организациями спортивных болельщиков, совершающих противозаконные действия. Так, любые ассоциации или объединения, целью которых является поддержка спортивной ассоциации, чьи члены совместно во время проведения спортивного мероприятия или в связи с его проведением совершили действия, нанесшие ущерб имуществу, насильственные действия или действия, направленные на разжигание ненависти или дискриминации в отношении людей по причине их происхождения, пола, а также их действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежности, иным признакам, могут быть расформированы на основании постановления, после уведомления консультативной национальной Комиссии по предупреждению насильственных действий во время проведения спортивных мероприятий (статья L332-18 Спортивного кодекса Франции).

В Спортивном кодексе Франции также устанавливается целый комплекс мер ответственности за посягательства на безопасность спортивных мероприятий. Участие в открытом или тайном продолжении или возобновлении деятельности ликвидированных за нарушения ассоциаций или объединений наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом в 15000 евро. Организация открытого или тайного продолжения или возобновления деятельности ассоциаций или объединений, ликвидированных (расформированных) в силу статьи L332-18 Спортивного кодекса Франции, наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в 30000 евро.

Вышеуказанные наказания увеличиваются соответственно до трех лет тюремного заключения и штрафа в 45000 евро и до пяти лет тюремного заключения и штрафа в 75000 евро, если нарушения, ставшие причиной для ликвидации (расформирования) ассоциации или объединения, были совершены в связи с происхождением, полом, а также действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежностью пострадавших лиц (статья L332-19 Спортивного кодекса Франции).

Предусмотрены санкции, применяемые и в отношении отдельных лиц - нарушителей общественного порядка на спортивных мероприятиях.

Так, лицу, виновному в совершении такого рода правонарушения, в качестве дополнительного наказания может быть запрещено находиться около и входить в помещение, где проходит спортивное мероприятие, на срок до пяти лет (статья L332-11 Спортивного кодекса Франции).

Кроме того, если своим поведением в связи с проведением спортивных мероприятий лицо представляет угрозу для общественного порядка, представитель государства в департаменте, а в Париже - префект полиции могут в административном порядке мотивированным постановлением в качестве превентивной меры запретить ему нахождение в помещении, где проходят такие мероприятия или публичные трансляции, либо около него (статья L332-16 Спортивного кодекса Франции) <3>.

<3> Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть): пер. с французского, вступительная статья с кратким комментарием к.ю.н. А.А.Соловьева; предисловие д.ю.н., проф. С.В.Алексеева / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М., 2009. - Вып. 2. - С. 30. - (Серия: "Актуальные проблемы спортивного права").

Нормы об ответственности спортивных болельщиков можно найти и в законодательстве Российской Федерации. В преддверии Олимпийских игр в Сочи летом 2013 года были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). В частности, была введена новая статья 3.14 "Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения".

Согласно части 1 указанной статьи административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет (часть 2 статьи 3.14 КоАП Российской Федерации).

Установлена в КоАП Российской Федерации и административная ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (статья 20.31).

Так, нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового.

Повторное совершение данного административного правонарушения или совершение указанного правонарушения, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет либо без такового.

Вопросы поведения болельщиков во время проведения спортивных мероприятий находят свое регулирование и на уровне международных правовых актов. 19 августа 1985 г. была принята Европейская конвенция Совета Европы "О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей (ETS N 120)" (далее - Конвенция). Несмотря на то что главной целью Конвенции является предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей во время футбольных матчей, государства - участники Конвенции договорились применять ее условия и к другим видам спорта и спортивным мероприятиям с учетом особых требований последних, в отношении которых существуют опасения насилия или хулиганского поведения.

Согласно пункту 2 статьи 3 Конвенции государства - участники Конвенции обязались поощрять организованность и хорошее поведение клубов болельщиков и назначение из их числа представителей, призванных содействовать контролю и информации зрителей по случаю матчей и сопровождать группы болельщиков, выезжающих на матчи, проходящие в других местах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конвенции в случае угрозы взрывов насилия и хулиганских действий государства - участники Конвенции следят - и в случае необходимости принимают соответствующее законодательство, включающее санкции за несоблюдение или другие надлежащие меры, - за тем, чтобы спортивные организации и клубы, а также в случае необходимости хозяева стадионов и государственные власти на основе полномочий, установленных внутренним законодательством, предпринимали конкретные действия вокруг стадионов и на стадионах для предупреждения или подавления такого насилия или таких хулиганских поступков.

В положениях Конвенции также прописывается механизм осуществления международного сотрудничества в области борьбы со спортивными хулиганами.

Отметим, что спортивные болельщики нечасто становятся участниками судебного разбирательства в рамках разрешения спортивных споров. Вместе с тем в практике международных судов имеются достаточно интересные примеры обращения спортивных болельщиков за защитой своих прав.

Так, 7 марта 2013 г. Европейским Судом по правам человека было вынесено постановление по делу "Остендорф против Германии" (N 15598/08), в котором гражданин Остендорф заявлял о нарушениях пункта 1 статьи 5 Конвенции Совета Европы от 04.11.1950 N 5 "О защите прав человека и основных свобод (ETS N 5)" (далее - Конвенция о защите прав человека), который предусматривает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.

Из содержания постановления усматривалось, что заявитель направлялся из г. Бремена в г. Франкфурт-на-Майне с группой футбольных болельщиков для посещения футбольного матча. На основании полученных от бременской полиции сведений о том, что болельщики намерены применять насилие и что заявитель руководит ими, франкфуртская полиция провела обыск, изъяла приспособление для защиты зубов и несколько пар перчаток, наполненных песком, и взяла группу под наблюдение. Полиция также предложила заявителю оставаться с группой и задержала его за уклонение от этого. Мобильный телефон заявителя был изъят, заявитель содержался в полиции в течение четырех часов, а через час после матча его освободили.

Жалоба заявителя во франкфуртскую полицию на незаконное задержание была отклонена, как и последующий иск против земли Гессен: административные суды со ссылкой на гессенский Закон об общественной безопасности и порядке решили, что заключение заявителя под стражу было необходимо для предотвращения неминуемого совершения насильственного преступления.

В постановлении Европейского Суда по правам человека указывалось, что, несмотря на сравнительно непродолжительное содержание под стражей, заявитель был лишен свободы в значении пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Франкфуртская полиция основала свою оценку о подготовке им насильственных преступлений на ряде фактических данных: информации, полученной от бременской полиции, средствах, обычно используемых в хулиганских столкновениях, которые были найдены у членов группы, контакте заявителя с хулиганом из г. Франкфурта и, наконец, на его уклонении от исполнения требования о нахождении в составе группы. Таким образом, полиция имела достаточную информацию для предположения о том, что заявитель планирует хулиганское столкновение, во время которого будут совершены конкретные преступления, а именно нападения и нарушения общественного спокойствия. Таким образом, его содержание под стражей могло рассматриваться как осуществлявшееся с целью предотвратить совершение им правонарушения по смыслу подпункта "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека.

Что касается возможного обоснования содержания под стражей в соответствии с подпунктом "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека (никто не может быть лишен свободы иначе, как в случае законного задержания или заключения под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом) как осуществляемого "с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом", Европейский Суд по правам человека признал, что обязательство, возложенное на заявителя, было достаточно ясным и конкретным для соблюдения требований его прецедентной практики. Чтобы исключить применение произвольного содержания при таких обстоятельствах, до заключения о неисполнении данного обязательства требовалось, чтобы заинтересованные лица сознавали, от совершения каких действий они должны воздержаться, и продемонстрировали нежелание подчиниться. В настоящем деле заявитель сознавал, что от него требуется воздержаться от организации столкновения между враждующими группами хулиганов, и до задержания ему предлагалось оставаться с группой путешествующих болельщиков под угрозой ареста. Пытаясь избежать полицейского надзора и вступить в контакт с другим хулиганом, он продемонстрировал, что не намерен соблюдать обязанность сохранения порядка. Таким образом, заключение его под стражу обеспечивало исполнение обязанности воздержаться от организации драки и участия в ней и не имело карательного характера.

Европейский Суд по правам человека не имел оснований полагать, что во время нахождения под стражей заявитель проявил готовность соблюдать свою обязанность по сохранению общественного порядка. Следовательно, его обязанность для целей подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека была исполнена, только когда она перестала существовать, поскольку матч закончился и другие хулиганы разошлись, и в этот момент он был освобожден. Соответственно его содержание под стражей в течение четырех часов было пропорционально цели обеспечения немедленного исполнения его обязанности в общественных интересах не препятствовать мирному прохождению спортивного мероприятия с участием большого количества зрителей и было оправдано с точки зрения подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Вместе с тем оно было законным в соответствии с гессенским Законом об общественной безопасности и порядке.

В результате рассмотрения дела Европейский Суд по правам человека единогласно установил отсутствие нарушений статьи 5 Конвенции о защите прав человека <4>.

<4> Информация о постановлении ЕСПЧ от 07.03.2013 по делу "Остендорф (Ostendorf) против Германии" (жалоба N 15598/08) // СПС "КонсультантПлюс: Версия Проф" [Электронный ресурс]. - М., 2014.

В заключение отметим, что законодательство Республики Беларусь относительно закрепления правового статуса спортивного болельщика может быть усовершенствовано с учетом имеющегося зарубежного опыта.

Представляется, что вышеуказанные примеры установления в законодательстве конкретных мер ответственности за неподобающие действия спортивных болельщиков могут быть заимствованы и белорусским законодателем.

Кроме того, полагаем необходимым установить в законодательстве понятие спортивного болельщика, а также урегулировать правовой статус объединений спортивных болельщиков. В данных вопросах за основу можно взять предложения по регулированию указанных аспектов в проекте Спортивного кодекса Республики Беларусь (далее - проект Спортивного кодекса), разработанного Комиссией по спортивному праву общественного объединения "Белорусский республиканский союз юристов" и размещенного на сайте объединения <5>.

<5> www.union.by

 

Так, в соответствии с положениями проекта Спортивного кодекса спортивный болельщик - физическое лицо, переживающее за спортивные результаты, показываемые спортивными клубами, спортсменами, тренерами, которых он поддерживает.

Объединение спортивных болельщиков - общественное объединение, основанное на членстве болельщиков, главными целями которого являются представление и защита интересов своих членов, поддержка организаций физической культуры и спорта, спортивных клубов, спортсменов, тренеров и проведение общественного контроля в области спорта.

Задачами объединения спортивных болельщиков являются:

объединение разных по профессии, возрасту и иным признакам граждан на основе народной

любви к конкретному виду спорта, спортивному клубу, спортсмену; формирование положительного морального облика и поведения болельщиков в ходе проведения

спортивных мероприятий; установление и осуществление постоянного контакта с поддерживаемыми объединением спортивными клубами, спортсменами, тренерами для получения оперативной информации об их спортивной подготовке, результатах и жизнедеятельности; обеспечение организованной поддержки спортивных клубов, спортсменов, тренеров во время

проведения спортивных соревнований; содействие борьбе с проявлениями насилия на спортивных мероприятиях, борьбе против любых

форм дискриминации в спорте; участие в волонтерской деятельности при проведении спортивных мероприятий; содействие увеличению посещаемости спортивных мероприятий;

содействие развитию у молодежи социальной активности, созданию и распространению новых

форм проведения досуга молодежи; осуществление иной не запрещенной законодательством деятельности, направленной на

популяризацию информации о поддерживаемом виде спорта, спортивном клубе, спортсмене.

Объединение спортивных болельщиков вправе:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также

других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления в установленном законодательством порядке; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения и

участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законодательством об

общественных объединениях; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.

Объединение спортивных болельщиков обязано:

осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством;

размещать в средствах массовой информации отчет о своей деятельности и планируемых мероприятиях.

Вместе с тем полагаем, что перечень прав и обязанностей спортивных болельщиков, посещающих спортивные мероприятия, может успешно регулироваться актами, принимаемыми непосредственными организаторами таких спортивных мероприятий (спортивными федерациями, лигами, клубами и т.д.).

 

 

 

 

 

 

свернуть