Советы психолога

Игромания

 

Игромания — коварное рабство 

Игровая зависимость – разновидность психологической подчиненности, представляющая собой безудержную увлеченность к любым азартным и компьютерным потехам. Сегодня многие подростки очень часто проводят время в интернете, увлекаются сетевыми игрушками. Иногда такие мании приводят даже к гибели человека, который живет только вымышленным миром, совсем забыл про своих близких, друзей. Лудоман начинает бояться живого общения. Интерактивные забавы опасно влияют на психическое состояние, однако виртуальщики не хотят признавать, что они больны. Согласно исследованиям немецких ученых сильная привязанность к играм считается серьезным заболеванием, не признанным еще официально. Игромания вызывает отказ от еды, бесед и коммуникаций, личной жизни, работы и учебы. Наибольшую опасность для психики несут ролевые игры, в которых их участники представляют себя в качестве сказочного или фантастического персонажа, теряя интерес к реальности. У людей, страдающих лудоманией, ухудшается настроение, здоровье, появляется тревожность, возбуждается нервная система, наблюдаются симптомы астенизации организма, социальная дезадаптация. Геймблинг-зависимость способна сделать человека нищим, лишить его родителей, жены и детей, статуса в обществе, убить.

Признаки лудомании Люди, которые еще не прошли лечение игровой зависимости, выглядят бледными, мало разговаривают, раздражительны, замкнуты, плохо спят, регулярно берут в долг. Игроманы даже могут попытаться совершить кражу, продать ценные вещи, технику, обмануть окружающих. Патологическое пристрастие становится основанием для возникновения депрессии, преступлений, расколов семьи, суицидов. Страстное влечение к автоматам и слотам начало формироваться после открытия игорных клубов, установки в них одноруких бандитов, которым удалось погубить множество человеческих судеб. Геймеры готовы проиграть последние финансы. А благодаря развитию новых технологий сделать это можно теперь и дома, сидя в любимом кресле. Звуки, яркие картинки, символы полностью захватывают подсознание.

Как справиться с бедой? Безумные игроки никогда сами не обратятся к врачу. А действующих таблеток от гемблинга нет. В настоящий момент в медицине лечение игровой зависимости происходит за счет применения психотерапевтических методов, кодирования. Есть много причин зарождения неконтролируемой страсти к виртуальным и страшным увлечениям: 

  • простое любопытство; 
  • попытка не вспоминать про бытовые проблемы, одиночество; 
  • недовольство действительностью; 
  • сексуальная неудовлетворенность; 
  • несформированная психика; 
  • азарт, стремление заработать. 
свернуть

Профилактика игровой зависимости 

 

Профилактика игровой зависимости 

С развитием компьютерных технологий возникает огромное количество новых проблем. Одна из них – компьютерная зависимость у подростков. 

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. 

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. 

Причины возникновения компьютерной зависимости - Отсутствие навыков самоконтроля (саморегуляции). Не может самостоятельно контролировать свои эмоции 

- Неумение самостоятельно организовывать свой досуг - Жажда приключений - Дефицит общения (со значимыми людьми: родители, друзья и др.) - Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером - Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. 

- Низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость от мнения окружающих 

- Подражание, уход из реальности вслед за друзьями - Детская безнадзорность, т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. 

- Ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В такой атмосфере царит эмоционально-психологическое напряжение 

- Физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны родителей, одноклассников или сверстников. В компьютерной реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не 

ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала. 

- Развод родителей и др. Выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера: 

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; - нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером; - раздражение при вынужденном отвлечении; - неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером; 

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера; 

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; 

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; 

- человек предпочитает есть перед монитором; - обсуждение компьютерной тематики со всеми подряд. 

Что делать, чтобы предотвратить компьютерную зависимость?

   1. Обозначить границы в использовании компьютера. Если ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребенку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. 

  1. Объяснить правила компьютерной безопасности ребенку (правила нахождения за монитором и др.) Быть честным с ребенком. Объяснить к каким последствиям может привести чрезмерное увлечение компьютером. С детьми нужно изначально поговорить (но без «страшилок», нравоучений и давления!), просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером вредно. 
  2. Переключить внимание ребенка на другое занятие. Например, увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби. Если заметили, что компьютер предпочитают книге - это тревожный знак. Сколько бы полезной информации не было бы в Интернете - стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует так же проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет. 
  3. Интересуйтесь ребенком и его увлечениями. Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза может быть неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно 

сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы современные технологии стали другом, а не врагом детям, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми. 

  1. Будьте примером. Обратите внимание на то, как вы проводите свой досуг, если вы все свободное время проводите, уткнувшись в гаджет, то ребенок невольно «считает» вашу модель поведения. Тогда не удивляйтесь, почему ваше чадо много проводит времени за компьютером. 

Компьютер может не стать заклятым врагом, если с самого начала общения с ним ребенка родители будут контролировать этот процесс, интересоваться действиями ребенка за компьютером. 

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что его воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение и не самое интересное развлечение в жизни. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. 

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПРОБЛЕМЫ С ИГРОЙ? 

Если Вы честно ответите на приведённые ниже двадцать вопросов, то они помогут Вам понять, нужна ли Вам помощь

  1. Приходилось ли Вам тратить на игру рабочее или учебное время? 2. Была ли игра когда-нибудь причиной неурядиц в Вашем доме? 3. Повлияла ли игра на Вашу репутацию? 4. Случалось ли Вам чувствовать раскаяние после игры? 5. Приходилось ли Вам играть, чтобы добыть деньги для погашения долга или для решения других финансовых проблем? 
  2. Стала ли игра причиной уменьшения Ваших амбиций и деловых качеств? 
  3. Проиграв, чувствуете ли Вы потребность вернуться как можно скорее и отыграться? 
  4. Выиграв, ощущаете ли Вы сильное желание вернуться и выиграть еще больше? 
  5. Играете ли Вы зачастую до последней копейки? 10. Случалось ли Вам одалживать деньги на игру? 11. Случалось ли Вам продавать что-либо, чтобы финансировать игру? 12. Бывало ли так, что Вам было жаль потратить «игровые» деньги на обычные расходы? 
  6. Бывало ли, что из-за игры Вы переставали заботиться о благополучии своем и своей семьи? 
  7. Приходилось ли Вам играть в азартные игры дольше, чем вы планировали? 
  8. Играли Вы когда-нибудь, чтобы отвлечься от беспокойства и неприятностей? 
  9. Приходилось ли Вам планировать или совершать какое-либо противоправное действие ради финансирования игры? 
  10. Нарушала ли игра Ваш сон? 18. Случалось ли так, что ссоры, разочарования или огорчения вызывали у Вас тягу к игре? 
  11. Приходило ли к Вам желание отпраздновать какое-либо счастливое событие несколькими часами игры? 
  12. Думали ли Вы когда-нибудь о самоубийстве в связи с азартной игрой? 

Большинство навязчивых игроков ответят «да», по крайней мере, на семь из этих вопросов.

свернуть

Роль родителей в профессиональном определении подростков

 

 

Мир профессий многообразен. Он включает в себя тысячи интереснейших специальностей и представляет собой подвижную систему: одни профессии вянут и исчезают навсегда, другие расцветают пышным цветом, а третьи лишь зарождаются бутоном.

Как мы выбираем профессию? Значительную роль в выборе профессии  играют советы окружающих:  дети выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен;  по совету родителей,  под влиянием средств массовой информации; руководствуются такими факторами, как хорошая зарплата, поддержание профессиональной династии семьи и т.д. 

Для начала надо определиться – какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или профессиональных учреждениях.

Если ваш ребенок решил продолжить обучение в 10 – 11 классах, надо задуматься о выборе профиля обучения. Подойти к данному выбору следует ответственно: учесть не только отметки ребенка (по профильному предмету от семи баллов и выше), но и интересы, склонности подростка. При выборе профиля необходимо ориентироваться на будущее: определение специальности, подготовку к сдаче централизованного тестирования, поступление в ВУЗы.

Определение профессиональной специальности… можно ли его удачно осуществить и заранее определить, что он правильный?

       В основе выбора профессии пересекаются три линии: способности человека, его интересы и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и интересы совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы проста на первый взгляд. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования. Фактор времени становится главным противником профориентационной работы.        Современный ритм жизни  стремителен, сегодня важно задаваться не только вопросом

« Как выбирать профессию?» но и «Когда выбирать профессию?»

      Разберемся, чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или в ВУЗе.

        Влияние родителей на выбор профессии детьми огромно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.

Родители желают детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители тоже могут ошибаться. И эти ошибки  могут негативно сказаться на судьбе детей.

        Например, отсутствие представления о склонностях и способностях своих детей и сопоставления интересов детей с их реальными возможностями. И как результат - переоценка способностей своих детей.

Иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, полюбить свою работу, поэтому стараются осуществить собственную мечту в своих детях: навязывают им дело, которым они хотели бы заниматься сами.

        Некоторые родители, проявляя бурную заботу о «выгодном», «удобном», «беспроигрышным» будущем своих детей, настаивают на выборе  престижной, по их мнению, профессии. Они уверены, что знают лучше, что нужно их ребенку. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам, заставляют ребенка отказываться от «своего» выбора. Результат может получиться точно такой же, как у них: не сложилось, не удалось.

        Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. В последнем случае может возникнуть бунт в форме бурного разлада с родителями, в стремлении поступить «назло» родителям, но иногда и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.

Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и « Он без меня не решит!» - приведут к отчуждению между вами. Участвовать в процессе выбора будущей профессии следует по принципу «Вместе, а не вместо». Важно, чтобы родители возложили на детей часть ответственности. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка.

Помните, что для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - важно ощущение поддержки со стороны взрослого. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

        Что же можно порекомендовать детям, решающим вопрос «Кем быть?», как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?

Остановимся подробнее на наиболее встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:

        Первая группа ошибок – недостаточная информированность о профессиях.

        Школьники почти не обладают информацией о содержании профессии. Хотят быть бухгалтерами, но дальше фразы «бухгалтер начисляет зарплату» их представления об этой профессии не идут.

Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями.

       Можно найти и прочитать вместе специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которая интересна подростку. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

        Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассник, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

        - сложности с трудоустройством;

        - длительное время профессиональной подготовки;

        - трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

        - сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труба и ли он может работать на будущее);

        - профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психического.

        Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессии необходимо разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.

        Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором, вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ.

        Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при  выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.

        Третья группа ошибок – незнание самих правил выбора профессий.

        Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с ним образ жизни  и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходима усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать.

        Не надо поддаваться рекламным стереотипам, необходимо узнать не только о радужной  стороне профессий, но и теневой.

         Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями и одноклассниками. Многие подростки после девятого класса идут в десятый  из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.

Распространенная ошибка – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную высокую оценку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей.

Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

Очень важно помочь ребенку сделать свой правильный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будут реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный выбор.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к специалисту по профориентации – одно из лучших решений.

Хочется отметить, что к специалисту обращаются две категории родителей: те которые хотят переложить ответственность за принятия решения, и те, кто содействует самоопределению ребенка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией.

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование возможно придется не раз: может измениться ситуация на рынке труда, а может через некоторое время изменятся предпочтения уже выросшего ребенка. Главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.

В заключении хочется отметить, что семья - это пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас есть свое представление о работе, которое мы, порой неосознанно, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Сайты, которые могут помочь в поиске информации о профессиях:

www.abiturient.by 

www.adu.by 

www.edu.gov.by 

www.mintrud.gov.by 

www.kem.by 

www.profguide.io/professior 

свернуть

Воспитание детей при COVID-19

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе

 

 

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в клторую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться со взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит на душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьезность переживаний своего ребенка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребенка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

  • любая ситуация, субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка;

Пример: с 12 лет Л. Была заочно влюблена в одного известного актера. Родители не понимали её сильных переживаний, считали её увлечение глупостью. Прочитав переписку дочери с подругой в социальной сети касательно её фантазий об этом актёре, злости на родителей и суицидальных мыслях, родители сильно отругали Л. После того, как они вышли из комнаты, Л. решила свести счеты с жизнью. В переписке с подругой она отмечала, что родители её не понимают, она сильно переживает из-за своей любви к актеру и чувствует себя никому не нужной.

  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

Пример: 14-летняя Г., накануне совершения фатальной смертельной ошибки, написала, что «если её бросит любимый, то она отправится в рай». В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт с молодым человеком, через час после которого девушка совершила суицид.

  • ссора/острый конфликт со значимыми людьми (родители, учителя);

Пример: к специалистам обратился мальчик А., 13 лет, с мыслями о суициде. Рассказал о том, что он не получает поддержку со стороны родителей. А. хотелось бы ,что бы они хвалили его и интересовались его жизнью, но вместо этого, с его слов, отец постоянно его ругает за плохие оценки, мать занимает нейтральную позиции. У А.есть друзья, но это не заменяет ему внимания со стороны родителей. Мальчик считает, что таким способом, добьется понимания от родителей, что ему не хватает внимания и признания.

  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

Пример: 13-летнего М. перевели в школу с математическим уклоном, где одноклассники стали его дразнить «бабой», «тряпкой», «тупицей». М. сильно переживал, что не оправдывает ожиданий родителей от его успеваемости в новой школе. Из-за безответной влюбленности в одноклассницу М. стали дразнить ещё сильнее. На просьбу перевести его в другую школу, родители ответили отказом. М. чувствовал себя в ловушек, не видел выхода из ситуации и начал чувствовать себя обузой для родителей, После сильного конфликта с одноклассниками совершил суицид.

  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелое заболевание);

Пример: мальчик 7 лет уверен, что если он умрет, то снова встретиться с недавно умершей мамой.

  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;

Пример: 14-летний Н. совершил суицид после того, как не вошел в состав молодежной сборной по футболу. В записке признался, что боится гнева отца, который очень жестоко воспитывает сына.

  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например развод).

 Пример: к психологу обратилась бабушка 9-летней внучки по поводу истерик внучки. Выяснилось, что ребенка воспитывают 4 человека и каждый по-своему (две бабушки, мама и папа – в разводе). Девочка уже год говорит о суицидальних мыслях, но взрослые отрицают эту проблему. Семья сосредоточилась на «истериках» девочки, том, что она не хочет что-то есть или куда-то идти.

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети с личностными особенностями:

импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);

перфекционизм (желание делать все идеально, обостренная реакция на критику, ошибки и недочеты);

агрессивное поведение, раздражительность;

неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутсвие гибкости мышления, инфантильность;

нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

тревожность и подавленность, часто плохое настроение.

 

Признаки депрессивных реакций у подростков

  1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-зи трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Изменение сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше)
  5. Вялость, хроническая усталость.
  6. Грустное настроение и повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  8. Возможным проявления депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация у ребенка вызывает сильные переживания, он может задуматься о неконструктивном выходе из ситуации, даже если раньше говорил, что суицид могут совершить только «дураки». Суицидальное поведение может иметь импульсивный характер, а может развиваться постепенно.

 

Насторожить взрослого могут следующие признаки:

  1. У ребенка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.
  2. Вы наблюдаете у ребенка высокий уровень тревоги (постоянное беспокойство, повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды).
  3. Переживание брошенности, ненужности, одиночества: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред.»
  4. Чувство вины: самоуничижительные реакции, обвиняет себя в неудачах и проблемах, «копается» в себе.
  5. Высказывается негативно о себе, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.
  6. Заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Вопросы: «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?».
  7. «Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной – «душа болит», физические страдания чаще при подавленности, отчаянию
  8. Поисковые запросы в интернете на тему смерти, суицида, одиночества.
  9. Ребенок демонстрирует необычное, нехарактерное для него поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей; возбужденное и повышенно общительное поведение у молчаливых и малоактивных детей).
  10. Подросток символически прощается со своим окружением – просит прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.

Если присутствуют два и более положительных ответа, нужно поговорить с ребенком, чтобы прояснить ситуацию и оказать эмоциональную поддержку, обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.

 

Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию

  • разговаривать по душам, поддерживать эмоциональную связь с подростоком (книги 1-4 из списка рекомендуемой литературы);
  • выражать поддержку способами понятными и близкими именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.);
  • принимать эмоции своего ребенка (я понимаю, ты сейчас злишься…), выдерживать и объяснять его эмоции (тебе хочется, чтобы было по-другому (так-то и так-то)), если поведение зашкаливает норму высказывать это в Я-сообщении (меня обижает (раздражает) такое поведение, я считаю, что можно быть более уважительным ко мне) и направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные физические нагрузки; душевные переживания в доверительные беседы-прогулки, творчество);
  • поддерживать режим дня (сон, режим питания). Помнить о повседневных радостях и удовольствиях (вкусная еда, поход в кино (театр, концерт, музей, кафе), семейная прогулка или поездка, семейные настольные игры, красивая одежда);
  • конструктивно решать проблемы с учебой: физическое и психическое благополучие ребенка важнее оценок;
  • научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных критических для него ситуациях (О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах»);
  • своевременно обращаться к специалисту (неврологу, психологу, психотерапевту).

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных суицидов родители отмечали, что накануне у ребенка был грустный голос или он пришел из школы заплаканный, но не придали этому значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому важно поддерживать доверительные отношения и открыть поговорить с подростком, когда ему тяжело (Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?»).

 

Основные принципы и структура беседы с ребенком в кризисном состоянии

Успокоиться самому. Все внимание ребенку.

Вести себя так, будто обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы ничего нет.

Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

Дать ребенку высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 

  1. Начало разговора: «Я вижу, что в последнее время тебя что-то расстраивает…»
  2. Активное слушание. Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы убедиться, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили: «Правильно ли я тебя понял (а), что…?»
  3. Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
  4. Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
  5. Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-то изменить, но потом это состояние проходит».

 

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисной ситуации:

  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?», «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Когда я был в твоем возрасте…да ты лентяй!»

  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня», СПРОСИТЕ: «Кому именно? На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, меня беспокоит твое настроение. Давай поговорим, что происходит».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Не говори глупости. Давай лучше поговорим о чем-нибудь другом»

  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу понять тебя».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Кто же может понять современную молодежь!»

  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получиться?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе разберем почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора и своих наблюдений вы обнаружите у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо обратиться за помощью к неврологу, врачу-психотерапевту для оценки состояния и оказания помощи.

свернуть

Правила выбора профессии. Рекомендации родителям.

Выбор профессии важное дело! И нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции  и интересы. И тогда вы получите слова благодарности за помощь и поддержку, а не упреки и горечь от нереализованных надежд вашего ребенка.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Рассмотрите возможность познакомить ребенка с представителем этой профессии.
  3. Обсуждайте вместе с ребенком возможные «за» и «против» выбранной ими профессии.
  4. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  5. Учитывайте при выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  6. Если возникают разногласия, воспользуйтесь возможностью посоветоваться со специалистами-консультатами (профориентологами).
  7. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  8. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, телевыпусков, кружков и т.д.
  10. Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не критикуйте его за это. Ошибку можно исправить.

 

свернуть

Общаться с подростком как?

  1. Поддерживать вне зависимости получается у ребенка что-то хорошо или плохо.
  2. Чаще хвалить – хвалить за конкретные действия, выражая ваше отношения к сделанному. («Ты сам вынес мусор, я очень рада. Спасибо»,  «Когда на кухне аккуратно, мне приятно находиться там», «Когда ты меня предупреждаешь с кем и куда пойдешь, мне спокойно».
  3. Критиковать поступок, а не личность подростка.
  4. Запрещать, объясняя почему.
  5. Не говорить про учебу 24/7.
  6. Больше общаться. Разговаривать на разные темы. Внимательно слушать подростка.
  7. Предоставлять свободу выбора.
  8. Соблюдать психологические границы. У вас и подростка должна быть личная территория.
  9. Уважительно, но твердо сохранять родительский авторитет.
  10. Помнить, что подростковой период пройдет, важно сохранить доброжелательные отношения с ребенком.
  11. Признать чувства подростка (спокойно и уважительно): «Похоже, ты сильно расстроен (разозлен, волнуешься и т.д.). Неприятно, когда надо делать, то что не хочется»
  12. Проявить солидарность с чувствами подростка: «М-мм», «Да,да», «Понимаю»
  13. Пофантазировать: «Было бы здорово, если бы...

были бы роботы, которые все убирают в квартире;

был бы волшебная ручка, которая пишет без ошибок;

был бы телепорт, и можно оказаться в другом месте мгновенно;

лег спать и стал взрослым, и не надо в школу.

  1. Принять чувства ребенка даже, если вы вынуждены призвать его к прекращению неприемлемого поведения:

«Ты все еще расстроен (разозлен), но не надо кидать вещи (кричать и т.д.). Это неправильно. Лучше давай обсудим, что можно сделать. Что зависит от тебя. Где и в чем тебе нужна помощь.»

Выражать критику и пожелания вам помогут «Я-сообщениях»

Схема «Я-сообщения»

  1. Описание ситуации, проблемы: Когда я сталкиваюсь с тем, что….
  2. Определение своего чувства: «Я чувствую раздражение, недоумение, горечь, что меня не уважают и т.д.»
  3. Название причины этого чувства: «Потому что…»
  4. Предпочитаемый исход: «Мне хотелось бы, чтобы…», «Я был бы рад…»

ПРИМЕРЫ:

«Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто и когда выносит мусор»

«Мне кажется, что меня не уважают, когда забывают убрать в комнате»

«Меня беспокоит, что упала твоя успеваемость, потому что бал аттестата важен и может помочь тебе при поступлении в «учебное учреждение». Мне бы хотелось, чтобы он был не ниже «10».

Вечно ты хамишь!

Когда, ты грубишь мне, я раздражаюсь и не могу с тобой общаться. Я считаю, можно быть более уважительным по отношению ко мне

Ты себя ужасно ведешь!

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан

Ты всегда без спроса берешь мою косметику ( …)!

Когда мои вещи берут без спроса, мне неприятно. Я согласна, чтобы ты их брал(а), но сначала спроси меня об этом

Ты опять врешь!

Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся так больше не делать

Ты должен слушаться учителей и родителей!

Конечно, у тебя есть право на свое мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться

Использовать коуч-вопросы для передачи ответственности за учебу и выбор профессии:

  • Как ты сам думаешь, зачем нужно учиться?
  • Зачем это нужно нам родителям (учителям)?
  • Что будет, если будешь плохо учиться? Какие у этого могут быть ещё последствия?
  • Где в реальной жизни тебе могут помочь полученные знания?
  • Как эти знания можно применить на практике?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Какие могут быть последствия этого поступка для тебя и других?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты планируешь делать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Что тебе может помочь в достижении цели?
  • Что тебе может помешать в достижении цели?
  • Как ты поймешь, что цель достигнута?
  • Какая поддержка тебе нужна? Чья?
  • Когда ты намереваешься это сделать?

 

свернуть

Рекомендaции для родителей первоклассников

  • Помочь детям в организации их дел при помощи картинок-напоминалок, записок или схем. Соблюдать режим дня. Для подъема использовать будильник, который совместно вечером установили для утреннего подъема.
  • Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
  • Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня.
  • Следует быть поcледовaтельным в cвоих дейcтвиях: не зaпрещaть ребенку без вcяких причин то, что рaзрешaли рaнее (объяснять причину запрета).
  • Учитывaть возможноcти детей, не требовать от них того, что они не могут выполнить.
  • Не торопить ребенкa, дaвaть ему время адаптироваться к новой обстановке, ситуации.
  • Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач ребенка, стaрaться делaть меньше зaмечaний.
  • Предоставьте ребенку право на ошибку. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить.
  • Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет новых значимых для него людей (учителей, например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")
  • Не cрaвнивaть ребенкa c окружaющими. Сравнивать ребенка только с собой (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).
  • Оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребенке, принимать его чувства (книги: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?», Фабер, Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились»).
  • Cпоcобcтвовать повышению caмооценки ребенкa: чaще давать позитивную оценку его действиям и поступкам в присутствии других детей и взрослых. Хвалить нужно за конкретное действие («У тебя хорошо получилось написать это слово: буквы ровные, какой ты старательный!», «Вижу ты правильно посчитал палочки, какой ты внимательный!», «Ты сам собрал портфель, я очень рада!»).
  • Демонстрировать образец уверенного поведения, быть примером ребенку.
  • Обcуждaть c ребенком трудные, конфликтные cитуaции, в которые он попaдaет или может попacть, а также возможные варианты выхода из них (читать художественные книги на тематику первого класса, книга Л. Петрановской «Что делать если…»).
  • Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
  • Доверять ребенку, быть c ним чеcтными. Честность, доверие, безусловное принятие – основа эмоционального благополучия ребенка.
  • Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
  • Чаще общаться с ребенком, играть, решать головоломки, рисовать. Использовать настольные игры для развития внимания, памяти, мышления.
  • Чaще иcпользовать положительный телеcный контaкт (обнимания, поглаживание по голове, легкий массаж перед сном).
  • Использовать антистресс-разукраски, слаймы, кинестетический песок, шарики для сенсорного насыщения и снижения факторов стресса.
свернуть

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

  1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

  1. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь занесоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

  1. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

  1. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

  1. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

  1. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль, родительские ссоры и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

свернуть

Время консультаций для родителей

 

Вторник 17.30-19.00

Четверг  17.30-19.00

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть