Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №1 г.Фаниполя"
1.1. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся – процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
1.2. Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для самоопределения и самореализации личности, ее профессионального выбора.
1.3. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- развивать интерес к познанию мира, углубленному изучению учебных дисциплин;
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- способствовать мотивированному выбору будущей профессии и социальной адаптации.
2.1. Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели высших учебных заведений, педагоги дополнительного образования или иные работники.
2.2. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимися совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления работы школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с методическим объединением.
2.3. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики проведения исследования, оформления и представления результатов исследования.
2.4. Формами отчетности научно-исследовательской и проектной работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
2.5. Лучшие работы учащихся /по решению жюри научно-практической конференции/ могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, семинары различного уровня, олимпиады и т. д.
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся школы являются:
- проблемно-реферативный вид деятельности, основанный на сопоставлении данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов её решения;
- изобретательско - рационализаторский вид деятельности, основанный на усовершенствовании имеющихся, проектировании и создании новых устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательский вид деятельности, основанный на проверке предположения о подтверждении или опровержении результата исследования;
- проектно-поисковый вид деятельности, основанный на поиске, разработке и защите проекта как особой формы нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
деятельности учащихся школы
4.1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
4.2. Актуальность выбранного исследования.
4.3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
4.4. Степень осмысления новой информации.
4.5. Аргументированность мнения, стройность и последовательность изложения
4.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.
4.7. Чёткость выводов, обобщающих исследование.
4.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
свернуть
Положение
о школьном научном обществе
1.1. Школьное научное общество (далее ШНО) - добровольное творческое объединение школьников 9 – 11 классов, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобрести навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством учителей, ученых и других специалистов.
1.2. ШНО действует на основе добровольности, равноправия его членов, самоуправления, законности и гласности.
1.3. ШНО имеет свою символику, эмблему.
2.1. Целью ШНО является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения и самореализации.
2.2 Задачи ШНО:
- Воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению учебных дисциплин.
- Готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения, навыки в интересующей области.
- Развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
- Овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием.
- Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ.
- Пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.
- Формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями.
- Осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов ШНО на основе соглашения с различными учреждениями.
3.1. Организация и проведение отдельных исследовательских работ.
3.2. Создание кружков, факультативов, курсов по выбору, системы творческих заданий, спроектированных для различных групп учащихся.
3.3. Организация членами ШНО лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства; организация выставок.
3.4. Проведение школьных научных конференций.
3.5. Проведение школьного Дня Науки, где представляются наработки, подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами отчетности могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и т.д.
3.6. Подготовка разовых докладов, сообщений.
3.9. Организация творческих встреч с исследователями и учеными.
3.10. Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий.
3.11. Издание вестников, стенных газет и т.д.
3.12. Изготовление учебных компьютерных программ, видеопособий, приборов, установок, учебных пособий и т.п.
4.1. Членами ШНО могут быть учащиеся, изъявившие желание заниматься исследовательской и проектной деятельностью и имеющие склонность к научному творчеству, рекомендованные учителями.
4.2. В работе ШНО могут участвовать учителя школы и студенты.
4.3. Членами ШНО являются школьники:
- постоянно занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью,
- проводящие самостоятельные исследования,
- активно участвующие в реализации коллективных проектов, предметных олимпиад и конкурсов,
- активно работающие на факультативных занятиях и курсах по выбору по различным предметам.
4.1. Высшим органом ШНО является общее собрание, на котором планируются приоритетные направления работы, избирается Совет, утверждается план работы ШНО. Общее собрание проводится не реже 2 раз в год.
4.2. Руководящим органом ШНО является совет Общества во главе с руководителем. Совет Общества состоит из 5 членов, избирается на общем собрании из числа учащихся старших классов и учителей и собирается на заседания 1 раз в месяц.
4.3. Совет ШНО координирует научно-методическую работу, создает организационный комитет предстоящей научно-практической конференции или Дня науки, осуществляет прием новых членов общества. Решения, принимаемые Советом, являются обязательными для всех членов ШНО.
4.4. Структура ШНО: оно может быть многопрофильным, состоящим из различных секций.
4.5. Результаты деятельности ШНО проводятся за год.
4.6. По итогам работы за активную работу и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены ШНО могут быть награждены дипломами, грамотами, ценными подарками.
5.1. Материальная база ШНО формируется из собственных средств школы. Под материальной базой подразумевается: лаборатории, кабинеты, библиотека, приборы, оборудование, множительная техника и т.д.
5.2. Для оборудования могут привлекаться спонсорские средства.
свернуть
Дубина Максим Викторович, учитель физики и математики, руководитель общества
Маманович Роман, учащийся 11 «А» класса, председатель Совета
Шипко Максим, учащийся 11 «А» класса, член Совета
Кошикевич Тимофей, учащийся 9 «Б» класса, член Совета
Аболик Евгения, учащаяся 9 «В» класса, член Совета
свернутьДля построения образовательного процесса, направленного на развитие исследовательских компетенций учащихся, используя различные образовательные среды. в том числе одна из перспективных для системы образования в школе – научное общество учащихся. поэтому работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие – один из важнейших аспектов работы научного общества учащихся.
Деятельность научного общества «Поиск» в 2023/2024 учебном году осуществлялась на основании Положения о школьном научном обществе, нормативных документов и выстраивалась в соответствии с планом работы на учебный год. Деятельность научного общества осуществлялась заседания членов научного общества, семинары, консультации руководителями исследовательских работ. На заседаниях научного общества учащиеся обменивались опытом по работе над проектами и презентацией результатов своей работы.
Была проведена большая организационная и подготовительная работа к конкурсу работ исследовательского характера: собраны и откорректированы заявки на участие, составлены общие требования к оформлению работ согласно критериям оценки исследовательских проектов. Советом школьного научного общества было принято решение провести школьный этап конференции с целью предварительного просмотра работ участников и, при необходимости, оказания им консультативной помощи. Даны рекомендации по методике защиты исследовательской работы и подготовке к публичному выступлению, а также проведен семинар-практикум «Как подготовить презентацию к защите работы», практикум по развитию дикции, произношения и речевых умений.
Для участия в районной научно-практической конференции было рекомендовано 3 работы учащихся 1-4 классов и 12 работ учащихся 5-11 классов. Выступление учащихся младших школьников на районном этапе было результативным (один диплом 3 степени и Похвальный отзыв), десять работ учащихся старших классов также были отмечены дипломами.
По итогам второго этапа республиканской олимпиады по учебным предметам команда школы занимает ведущее место среди учреждений образования Дзержинского района. Три учащихся нашей школы принимали участие в третьем этапе республиканской олимпиады по физике, математике и истории. Остаётся стабильным результативное участие обучающихся, ставших победителями областных дистанционных олимпиад и районных диагностических олимпиад. Так, в 2023/2024 учебном году 1 учащийся стал победителем областной дистанционной олимпиады по немецкому языку, по результатам участия в районных диагностических олимпиадах по учебным предметам 69 учащихся стали победителями. Это составило 61% от общего количества учащихся, принявших участие в олимпиадах.
Результативным было участие команды нашей школы в турнире юных физиков. Команда под руководством учителей физики Дубины М.В. и Реутовой Е.Ш. на областном и республиканском этапах. Результативно участие учащихся школы в международных олимпиадах и конкурсах по учебной деятельности (7 дипломов).
Продолжение совей работы мы видим в привлечении большего числа участников к исследовательской работе, расширении тематики исследований. В наши творческие планы входит регулярное участие в конференциях и конкурсах различного уровня, использование школьного блога для отражения и популяризации нашей деятельности.
Руководитель школьного
научного общества М.В. Дубина
свернуть
Цели и задачи научного общества учащихся «Поиск»:
2.Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
месяц | направление деятельности | ответственный за направление деятельности |
до 30.09 | Организация деятельности школьного научного общества в 2023/2024 учебном году | Горбач И.Н. |
Октябрь 07.10 |
Организационное собрание членов школьного научного общества Анализ работы за предыдущий год. Определение целей и задач работы школьного научного общества в новом учебном году. Выборы и утверждение совета школьного научного общества. Формирование предметных секций школьного научного общества |
Дубина М.В. |
07.10 |
Заседание Совета школьного научного общества Выбор председателя Совета школьного научного общества. Обсуждение и утверждение плана работы школьного научного общества. |
Дубина М.В. |
Октябрь |
1. Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений 2. Подготовка к первому и второму этапу республиканской олимпиады по учебным предметам. |
Воронцова Д.И. Юхович О.В. |
Ноябрь |
1.Участие в первом и втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. 2. Работа с научной литературой в целях накопления материала по теме работы. |
Юхович О.В. учителя-предметники Махлинец Н.В. члены общества
|
11.11 |
Заседание школьного научного общества Обсуждение тематики-научно-исследовательских работ Знакомство с положением Отбор участников Организация работы с литературными источниками План написания научно-исследовательских работ Основное содержание исследовательской работы |
Дубина М.В. председатель Совета |
11.11 |
Заседание Совета школьного научного общества |
председатель Совета |
18.11. |
Интеллектуальный марафон для 5-6 классов "Своя игра" |
Горбач И.Н. |
01.12 |
Заседание школьного научного общества Разработка научного аппарата проблем исследования Методы научного исследования Этапы работы над научным исследованием Заключение и выводы |
Дубина М.В. председатель Совета |
01.12 |
Заседание Совета школьного научного общества |
председатель Совета |
декабрь |
Встречи-консультации с руководителями исследовательских работ |
учителя-предметники члены общества |
13.01 |
Заседание школьного научного общества Оформление библиографических данных Приложения Правила написания реферата, сообщения Культура использования информационных ресурсов при организации проектно-исследовательской работы Культура выступления, ораторское искусство |
Дубина М.В. председатель Совета |
13.01 |
Заседание Совета школьного научного общества |
председатель Совета |
январь |
1.Методические консультации для руководителей работ. 2.Консультации для учащихся по вопросам выполнения проектно-исследовательских работ. 3.День науки. Встречи с представителями ВУЗОВ республики. |
Дубина М.В., Учителя-предметники Администрация |
03.02 |
Заседание школьного научного общества Промежуточный отчёт учащихся по написанию исследовательских работ учащихся |
Дубина М.В. председатель Совета |
03.02 |
Заседание Совета школьного научного общества формирование жюри из числа учителей-предметников для проведения школьного этапа конкурса работ исследовательского характера |
Горбач И.Н. Дубина М.В. председатель Совета |
февраль-март |
Подготовка и проведение школьных диагностических олимпиад по учебным предметам |
Горбач И.Н. |
17.03 |
Школьный этап конкурса работ исследовательского характера |
Горбач И.Н. |
07.04 |
Заседание школьного научного общества Подведение итогов школьного этапа конкурса работ исследовательского характера |
Дубина М.В. председатель Совета |
апрель |
1. Участие в районном конкурсе работ исследовательского характера 2. Подготовка к районному конкурсу исследовательских работ. Индивидуальные консультации. 3. Практическое занятие «Секреты хорошего выступления». |
Дубина М.В. руководители работ Воронцова Д.И. |
05.05 |
Заседание школьного научного общества Подведение итогов участия в районном конкурсе работ исследовательского характера Итоги работы школьного научного общества за 2023/2024 учебный год. Предложение тем проектов и научно-исследовательских работ на лето. |
Дубина М.В. председатель Совета |
05.05 |
Заседание Совета школьного научного общества |
председатель Совета |
май |
Участие в районных диагностических олимпиадах |
Горбач И.Н. |
в течение года |
Участие в олимпиаде Союзного государства: Беларусь и Россия: историческая и духовная общность» Участие в областных дистанционных и интернет-олимпиадах по предметам Участие в международных конкурсах по учебным предметам Участие в республиканских конкурсах «Техноинтеллект», «Энергмарафон», «Энергия и среда обитания» Участие в областном конкурсе «Дорога в будущее» Участие в областных и республиканских турнирах по учебным предметам |
Юхович О.В. учителя-предметники |
Руководитель школьного научного общества Дубина М.В.
свернутьВступая в ряды юных исследователей, клянёмся:
-с огоньком служить науке;
-всемерно упражнять голову и руки;
-не сдаваться и искать;
-силу знаний умножать;
-с неизвестным не мириться;
-непрерывно открывать и узнавать;
-перед трудностью ни в чём не уступать;
-радоваться успехам товарищей;
-защищать честь нашей школы и родного города.
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
свернуть
16.11.2023 Международный интеллектуальный конкурс для профильных классов
22.11. 2023 Областной этап конкурса работ исследовательского характера
16-17.12.2023 районный этап конкурса "Энергомарафон"
16-17.12. 2023 областной этап Республиканского турнира юных физиков
8-11.01.2024 третий этап республиканской олимпиады по учебным предметам
17-19.02.2024 Республиканский турнир юных физиков
Коллегия Министерства образования
02.03.2024 школьный этап конкурса работ исследовательского характера
23.03.2024 районный этап конкурса работ исследовательского характера
свернутьКоманда∑"IQ-200", диплом III степени на областном этапе Республиканского турнира юных физиков "Проектируй. Исследуй. Решай"
Кошикевич Тимофей, диплом III степени на третьем (областном) этапе республиканской олимпиады по физике
Калишевич Тимофей, диплом III степени на третьем (областном) этапе республиканской олимпиады по физике
Команда "Боты", диплом III степени в Международном интеллектуальном конкурсе для учащихся профильных классов
Маманович Роман, диплом "Лучший эксперт" Международного интеллектуального конкурса для учащихся профильных классов
свернуть